Воронежский Дед Мороз-чиновник поздравляет стариков, живущих на отдаленных хуторах

Василий Козлов приносит праздник в дом одиноких людей уже более 10 лет

У 57-летнего Василия Козлова под Новый год забот полон рот. Василий Викторович точно знает, что Деды Морозы бывают родом из Лапландии, Великого Устюга, из театральных гримерок, а также — из чиновничьих кабинетов.

Василий Козлов приносит праздник в дом одиноких людей уже более 10 лет

Долгое время он был именно чиновником — более 15 лет возглавлял отдел культуры Воробьевского района, а последний год работает директором известного на всю Россию Ломовского ландшафтного парка.

Все эти годы он каждый раз 30–31 декабря надевает костюм Деда Мороза, складывает в мешки рис, гречку, манку, сахар и фрукты, садится за руль и катит по отдаленным хуторам и деревням района, чтобы от себя поздравить одиноких стариков, живущих в отрыве от цивилизации. Он едет туда, где плохо ловит мобильник, где нет магазинов, а автолавка приезжает раз в неделю, куда ведет разбитый асфальт, а непременным атрибутом пейзажа являются полуразвалившиеся остовы бывших колхозных ферм.

Это личное дело Козлова, не имеющее никакого отношения к его служебным обязанностям. На подарки старикам он тратит 4–5 тысяч рублей из своего кармана, но по-другому Василий не может. Его философия на этот счет проста, как накладная ватная борода.

— Это моя родина, меня здесь знают 90% жителей, моих родителей знали все. И теперь для меня обязанность каждый год так поздравлять наших стариков, дарить им какой-никакой праздник. Это важно не столько для них, сколько для меня самого, это долги, которые я стараюсь отдать тому поколению, которое скоро совсем уйдет. Там, куда мы сегодня едем, 99% живущих — деды и бабки. Молодежь давно сбежала оттуда — пойти некуда, работы нет. Нет домов культуры, асфальта, порой магазинов. И чтобы создать людям хоть минимальную праздничную атмосферу, я вот уже более десяти лет предпринимаю эти вояжи. Такие поездки — лучший новогодний подарок для меня самого. А для них важно минимальное внимание и обычное доброе слово.

Поговорим о Высоком

Корреспонденты «МК в Воронеже» несколько лет подряд ездили вместе с Козловым поздравлять стариков. Снегурочки за это время менялись, и лишь Дед Мороз оставался неизменным — с зычным голосом, легким на смех и шутку, и прекрасно понимающим сегодняшнюю жизнь своих земляков.

…На хутор Землянка можно попасть по плохонькому асфальту из села Банное, а можно по проселку с хутора Высокий. Второй вариант показался притягательнее — чуть прихваченная инеем колея на фоне пустых темных полей. Раньше местные жители работали в колхозе «Восток», благополучно развалившемся около десятка лет назад. Как памятник сегодняшнему дню — два пустых, но относительно целых коровника, с которых даже крышу и кирпич некому украсть. Жизнь точно остановилась в этих местах, поэтому какая-то некрасовская тоска цепко сжимает сердце.

78-летняя Мария Дурова вязала на машинке возле окна носки из козьего пуха, но, увидев заходящих к ней во двор Деда Мороза и Снегурочку, бросила свое занятие и, как молодая, кинулась открывать дверь избы…

— Ой, дедушка, — певуче поздоровалась она, — я тебя всю жизнь ждала. Ни разу живого Деда Мороза не видала, а тут под старость — на тебе!

— Наоборот, это тебе — на! — парировал бородатый гость, подавая хозяйке пачки риса и сахара, — прими, мать, к Новому году.

— А я тут носок вяжу, словно оправдывалась Мария Яковлевна, — за месяц пар десять если выйдет — хорошо. У меня четыре козочки, вот их и стрижем. Хотите чая? Или, может, чего покрепче?

— Нет, мы на работе, — с сожалением ответил старец, — еще многих надо поздравлять сегодня.

— Прямо на душе потеплело, будто жаром туда дохнуло, спасибо за то, что не забыли, — только и вымолвила хозяйка на прощание.

Дед Мороз несет яйца

Семья пенсионеров из хутора Высокого озадачила старца неожиданной просьбой — вернуть СССР, чтобы все республики снова жили вместе.

Дед Мороз почесал бороду и с сожалением ответил: «На такое трудное дело даже мне волшебства не хватит!» После чего стороны обменялись подарками — старики получили несколько пакетов крупы, а старец — десяток свежеснесенных яиц от стариковских кур.

Дедушка поблагодарил, взял яйца, а затем коснулся посохом каждого из стариков — чтоб не хворали — и направился в следующий двор…

В этот день старик и его внучка побывали в двух десятках домов нескольких хуторов, остановился волшебник даже возле старенькой «девятки», с которой велась разъездная торговля по селам. Женщин помоложе он коснулся посохом со словами: «Чтобы грудь не опадала и попка круглее была», мужиков тронул ниже пояса: «Чтоб сила в чреслах оставалась и жены вас любили».

Самым последним в маршруте Снегурочки и ее Деда оказался хутор Крутенький, до которого от асфальта ехать километра полтора по тракторным колеям. Мимо полуразвалившегося дома 63-летнего Александра Пулина, который почти 20 лет живет без электричества, отрубленного в свое время за неуплату, старец не проехал.

О жизни хозяина этой халупы можно написать повесть — колхоз развалился, денег, обещанных людям, никто не выплатил, свою трудовую книжку Александр нашел разорванной в мусоре, потому и не смог вовремя оформить пенсию. Недавно сломал ногу, которая срослась куда-то вбок. Сейчас живет, перебиваясь случайными заработками — кому дрова поколет, кому воды натаскает.

Поначалу из гордости пачку риса хозяин брать не хотел, но Снегурочка своей улыбкой растопила сердце Александра, глаза которого после поздравления Деда Мороза повлажнели.

— Хоть сказочный герой меня не забыл, — только и бросил он, — кроме тебя , дедушка, и помочь особо некому.

— Как это некому? Давай помогу, — гаркнул дед и вместе со Снегурочкой начал пилить дрова.

Хозяин стоял и, хлопая глазами, недоуменно таращился на диковинную картину.

— Для меня поздравление стариков важнее, чем для них самих, — подвел итог своему походу по селам Василий Козлов. — Не будет их лет через 5–10, и уйдет целая эпоха. Та, когда мои родители были молодыми, а я — совсем пацаненком. Та, когда праздник отмечали всем селом — на выгоне ставили столы, пили самогон и пели песни. Та, когда наши свадьбы игрались по 2–3 дня, а люди жили куда веселее, чем сейчас. Я стараюсь беречь все это, потому и помню о наших дорогих стариках, у которых сейчас вообще не осталось праздников, кроме Нового года вместе со мной — Дедом Морозом, которого они знают как Васю Козлова.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 26 декабря 2018

Заголовок в газете: Смешок за плечами

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру