Карточка раздора
Первые несколько поездок на общественном транспорте, казалось, развенчали миф о том, что расплатиться банковской картой в маршрутках трудно. Водитель автобуса №20Б без лишних эмоций проследил, чтобы прошла оплата, и только после этого отъехал от остановки. В «ГАЗели» №3 шофер любезно протянул аппарат и продолжил движение.
Однако оплатить проезд таким способом получалось не во всех маршрутках. В «ПАЗе» №115 терминал висел лицевой стороной к салону. Но водитель заявил, что «аппарат не работает, сломался».
Еще в одной маршрутке шофер не стал препятствовать безналичной оплате, а затем разоткровенничался. Рассказал, что в транспорт периодически заходят «засланные казачки», которые смотрят, активны ли терминалы.
— У меня как-то не работал терминал — забыл его включить. Так парень стал трясти корочкой, что он не то из какой-то инспекции, не то из администрации. Обещал мне проблем выше головы. А зачем мне эта нервотрепка? Мне проблемы не нужны — работа нужна. Водители в Воронеже вообще никак не защищены, у многих даже отношения официально с работодателем не оформлены, — вздохнул водитель.
А порой провоцируют платить по старинке и сами пассажиры. Час пик, к остановке «Рабочий проспект» подъезжает забитая «газелька»: люди гнездятся на порожках, обвивают поручни. Сзади меня на улице толкутся трое желающих уехать. Водитель по инерции произносит: «За проезд передаем».
— А можно картой? — спрашиваю я.
— Прикладывайте, но карту держите подольше, — протягивает терминал водитель.
Впереди стоящие пассажиры начинают гудеть, мол, зачем картой, и так тут еле стоим, неужели нельзя найти мелочь. Пенсионерка, вжавшаяся между поручнем и сидениями, принимается поучать водителя, как повесить терминал, чтобы было удобно платить. И вообще, не проще ли его закрепить над передними сидениями?
— Чтобы его украли или разбили? — возмущается водитель.
«Хвост» ноет, чтобы я проходила побыстрее, сзади ревет клаксон другого автобуса, которому тоже нужно на остановку. И я уже мысленно проклинаю ту минуту, когда заикнулась о карте.
Кстати, воронежцы рассказывают, что некоторые водители готовы провезти пассажира бесплатно, лишь бы не проводить безналичную оплату. И неудивительно, что по статистике банковскими картами пока расплачивается пока всего 1% воронежцев.
Ожидания и реальность
Напомним, разговоры о введении безналичной оплаты в общественном транспорте шли давно. Летом 2018 года в маршрутках наконец появились терминалы. Но их работа сразу не заладилась: воронежцы жаловались, что расплатиться по карте в транспорте практически нереально. Во многих автобусах просто не было устройств или водители говорили, что они еще не подключены. Кстати, в троллейбусах такой проблемы почему-то не возникает. Там терминалы работают без перебоев.
Изначально идея казалась перспективной и необходимой. Такой способ оплаты должен был показать реальный заработок пассажирских компаний, а деньги, которые они зарабатывают, хотели использовать на обновление транспортного парка и его обслуживание.
По словам водителей, пассажиры расплачиваются картой редко. В день таких не больше 20–25 человек. Шоферы искренне жалуются на нововведение. Мол, отнимает много времени и создает неудобства.
— Если вы бывали в автобусах Москвы, то видели, что там это иначе сделано. Есть проездной, люди прикладывают его и проходят через турникет. А у нас, получается, что водитель — человек-оркестр: нужно и за дорогой следить, и сдачу дать, и с терминалом помочь. Сами представьте: утро, все спешат, на дорогах пробки, в проходе толпа, салон битком. Наличные передал впереди стоящим — тебе обратно сдачу. А как быть с картой? Не будешь же кричать пин-код на весь автобус или расталкивать пассажиров на пути к терминалу, — сетует один из водителей.
Хотя есть версия, что проблема кроется в другом. Оплата банковскими картами не позволяет водителям «поживиться». Сами шоферы это не опровергают, но и не подтверждают. Хотя по их хитрым улыбкам можно догадаться, что теория близка к истине.
В итоге на сегодняшний день мы имеем то, что имеем: маршруток, в которых реально работает безналичная оплата, стало намного больше. Но хватает и тех, где висят «бездыханные» терминалы или доступ к ним ограничен — например, они лежат около лобового стекла. А воронежцы идут по пути наименьшего сопротивления: молча кладут водителю деньги и спешат занять места поудобнее.