Женское дело: воронежских мам научат вести бизнес

В Воронеже 15 октября стартовал федеральный образовательный проект «Мама-предприниматель». В течение пяти дней женщин будут учить, как вести бизнес без отрыва от главной роли в их жизни.

Женское дело: воронежских мам научат вести бизнес

Мама делает кроватки

Проект «Бизнес-мама» существует уже три года. Это интенсив, где в течение пяти дней с участницами работают эксперты в области предпринимательства. Обучение бесплатное, нужно лишь желание и время получить новые знания. В финале лучший бизнес-проект получит грант в 100 тыс. рублей, а все участники — понимание того, как сделать свое дело доходным.

По словам организаторов, они планировали набрать на обучение в этом году 35 человек, но желающих оказалось больше — пришло 90 заявок. Такое количество — не показатель, потому что кто-то может передумать в процессе обучения или осознать, что бизнес — не совсем то, чем хотелось бы заниматься.

В прошлом году Наталья Шуваева и Анастасия Останкова пришли на «Маму-предпринимателя» с идеей сделать праздник творчества и подарков WoW!Bazar. На сайте их проекта написано, что они создают новый формат привычного шопинга и место, где можно найти разнообразные авторские и эксклюзивные товары — интересные и уникальные подарки на любой вкус.

Грант девушки не выиграли, но получили знания, которые помогли им развить бизнес: например, сейчас они добавили коннект-встречи, где начинающим предпринимателям эксперты рассказывают, с чего начать свое дело. В планах — вырасти в компанию со своим штатом. Пока они берут людей на проектную работу для решения конкретных задач.

Победительница прошлого года Маргарита Дерусова — хрупкая темноволосая девушка, дважды мама, учитель русского языка и литературы по образованию. Возникает небольшой диссонанс, когда узнаешь, чем она занимается. У нее небольшая столярная мастерская по производству детской мебели.

— Мое дело основано на психолого-педагогической концепции. Известный врач и педагог Мария Монтессори считала, что существует понятие развивающей среды. Поэтому мебель должна соответствовать физическим параметрам ребенка, чтобы он мог сам без взрослых совершать ежедневные рутинные действия — например, лечь спать. Высота нашей кроватки — 20 см, что позволяет беспрепятственно это сделать, — рассказывает Дерусова.

Сейчас в мастерской Маргариты занимаются только кроватками, хотя изначально планы были масштабнее — производить ортопедические парты для формирования правильной осанки, детские стульчики. Однако бизнес есть бизнес: спрос на кроватки огромный, поэтому акцент делают на них. Да и штат не позволяет распыляться — в мастерской работают три человека.

— У нас женская «столярка», хотя кажется, что производство — это что-то мужское, грубое. Со мной работают две девушки: одна из них первоклассный маляр, еще одна — технолог производства, она разрабатывает проекты и воплощает их в жизнь. Производство столов и стульев — это перспектива. У меня была идея создавать стульчики для двойни, но пока мы все в кроватках, — делится бизнес-мама.

Как признается Дерусова, ничто не может стать для матери важней, чем ребенок. Неважно, бизнес это, получение образования или даже сон. Идея производить детскую мебель родилась из потребности. Рита, будучи во втором декрете, задумалась, как обустроить спальное место для ребенка, чтобы он был рядом. В результате сделала ему приставную кроватку. Потом знакомые захотели себе такую же, и постепенно материнский опыт перерос в необычный бизнес.

Несмотря на громкое слово «производство» колоссальных вложений дело не потребовало. По словам Маргариты, она потратила около 1,5 тыс. рублей: купила брус и лобзик. Потом выиграла грант в размере 200 тыс. рублей и пустила эти деньги на покупку станка и обустройство гаража.

— Наше производство окупается с первого дня. Здесь многое зависит от амбиций предпринимателя. Если есть желание конкурировать с крупными мебельными магазинами, придется, наверное, взять кредит миллиона на полтора. Но что делать потом? Я мама и не могу так рисковать.

Дерусова считает, что важно видеть, как бизнес будет реализовываться, понимать, кто твой клиент. Продвигать свой бренд сейчас позволяют социальные сети. В рабочем «Инстаграме» Маргариты нет сотни тысяч подписчиков, зато те, кто подписан на нее — реальные клиенты.

Избежать ошибок

По словам руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Галины Абричкиной, в свое время корпорация по развитию малого бизнеса заявила, что совместно с предпринимательской организацией «Опора России» сделает курс для мам. Он должен был помочь адаптироваться женщинам в нынешних экономических условиях, чтобы они могли заниматься бизнесом неполный рабочий день.

Чтобы женщины не переживали, куда пристроить ребенка на время занятий, во время обучения работают бэби-ситтеры и няни. На проект привлекают не только экспертов, но и участниц прошлых лет, которым есть о чем рассказать новичкам.

Сейчас всевозможные коучи и интернет-тренеры активно продвигают тему женского бизнеса. По словам Абричкиной, не стоит делить бизнес по гендерному признаку.

— Бизнес для женщины не всегда связан с торговлей косметикой или детскими услугами. Есть серьезные производственные проекты, как у прошлогодней победительницы. Мне кажется, программа «Мама-предприниматель» меняет представление о женщине в бизнесе, — отметила Абричкина.

Идеи, с которыми приходят на проект, с каждым годом становятся ярче и интереснее. Да и воронежцы активно интересуются предпринимательством. Например, в прошлом году региональный Центр поддержки предпринимателей обучил более 5 тыс. человек.

Чтобы проект стал победителем на «Маме-предпринимателе», он должен быть «бизнесовым», отметил директор центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес» Константин Корнев. То есть, бизнес-план должен быть реальным. Можно, конечно, проявить фантазию, но важно, чтобы эксперт увидел жизнеспособность проекта.

— Начинающему бизнесмену важно дать инструменты, а как он ими будет пользоваться — уже индивидуально. Предпринимательство — это всегда риск, и не каждый готов на него идти. Например, ИП отвечает всем своим имуществом. А знания бизнеса позволяют избежать ошибок, — отметил Корнев.

Кстати, приоритет отдается производственным, а не торговым проектам. Потому что производство — это залог создания рабочих мест.

— Но важно понимать, что грант — это не панацея, потому что ни на 100 тысяч, ни на 200 бизнес не построишь. Важно, чтобы дело было безубыточным и прибыльным, тогда можно в него включать кредиты на льготных условиях. А грантовые деньги можно потратить или на старт дела или на недостающее звено. Например, купить офисное оборудование, станок, как в прошлом проекте. У нас есть финансовые консультанты, которые могут помочь использовать грант грамотно. Мы не требуем финансового отчета, нам главное, чтобы бизнес жил и развивался, — сказал Корнев.

По его словам, в Воронеже крепкое сообщество предпринимателей. Это связано с тем, что в 90-х, когда промышленность рухнула, многие уходили в торговлю. И тут, как с плаваньем — или выживешь, или утонешь. Для матерых воронежских бизнесменов — в порядке вещей помогать начинающим предпринимателям. Причем делают они это в свободное время и за идею.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру