Как уже сообщали федеральные СМИ, проблема связана с программным сбоем, нарушившим работу единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), где регистрируются все сделки. Эта система базируется в центре обработки данных «Ростелекома». Авария у провайдера зафиксирована в августе. По данным «РБК», за два месяца в очереди накопились более 180 тысяч заявлений. Пострадали 49 регионов страны. 3 сентября Росреестр и «Ростелеком» заявили, что сбой устранен.
Однако риэлторы и застройщики продолжают жаловаться на невозможность зарегистрировать сделки.
— Сделки не заключаются, начиная с августа, — говорит представитель одной из крупных строительных компаний Воронежа. — Тогда они не шли совсем, потом в сентябре начали понемногу регистрировать. Сказали, что якобы проблему решили, успокоили нас, но на деле все идет очень медленно. У нас за этот период прошло всего около 10 процентов сделок. По имеющейся информации, в Воронеже «подвисли» более 30 тысяч договоров. Объемы нарастают, очередь практически не движется, а никакой информации от Росреестра нет. Они просто молчат. Никакой конкретики, когда кончится этот коллапс.
Сейчас застройщики вынуждены принимать экстренные меры по получению кредитов, что влечет существенное затягивание сроков и увеличение стоимости строительства. Как правило, процесс согласования кредитных условий занимает от 4 до 6 месяцев. При ставках 8–12% годовых компании будут вынуждены заложить их в итоговый ценник квадратного метра. Повышение цен на жилье снизит покупательскую активность граждан, а без живого спроса застройщики не будут наращивать предложение.
— Как следствие, возникает реальная угроза срыва сроков ввода в эксплуатацию жилья. Если ситуация не стабилизируется в ближайшее время, многие компании могут оказаться перед перспективой банкротства, так как окажутся недобросовестными застройщиками, — продолжает собеседник «МК в Воронеже».
По словам представителя агентства недвижимости «Апекс» Петра Опрышко, в самой неприятной ситуации оказались те граждане, кто связался с ипотекой.
— Если раньше такие сделки регистрировались в течение пяти рабочих дней, то сейчас процедура затягивается на месяц-полтора. А продавец получает большую часть средств после регистрации. И получается, что квартиру человек продал, а купить себе ничего не может, потому что денег нет. По той же причине покупатель не имеет возможности воспользоваться оплаченным жильем. При этом платить взносы банкам приходится в любом случае.
Юристы утверждают, что те, кто потерпел убытки, вряд ли смогут получить компенсацию.
— Многие граждане и юрлица могли понести потери из-за невозможности осуществить регистрационные действия. В этом случае подать иск можно к Росреестру, но взыскать компенсацию будет сложно, так как ведомство будет ссылаться на невозможность оказать услуги по не зависящим от него обстоятельствам, прокомментировал порталу «РБК» юрист компании BMS Law Firm Денис Фролов.
Между тем в пресс-службе управления Росреестра по Воронежской области сообщили, что неполадки уже устранены, на это ушло 14 дней.
«Еще в августе Росреестр предупредил об увеличении сроков оказания госуслуг в связи с аварией в арендуемом у «Ростелекома» Центре обработки данных (ЦОД) в Москве. Авария, произошедшая 20 августа, послужила причиной сбоя системы ЕГРН, которая обеспечивает прием и обработку заявлений на оказание государственных услуг по регистрации прав на недвижимость. Поскольку система — единая по всей стране, это напрямую затронуло и интересы жителей Воронежской области. В настоящее время работоспособность ЦОД Ростелекома восстановлена, но в связи с накопившимся количеством обращений за получением государственных услуг Росреестра сроки их предоставления увеличились», — говорится в релизе ведомства.
В Росреестре также отметили, что для обеспечения оперативной связи с заявителями организованы горячие телефонные линии, позвонив на которые, можно узнать статус своей заявки и степень готовности документов. Также управление приняло решение разместить перечень документов, переданных на выдачу в офисы МФЦ, на официальной странице ведомства в «Вконтакте».
Сейчас сотрудники управления переведены на усиленный режим работы: в две смены и в выходные. Но за время кризиса накопилось столько необработанных заявлений, что, как уверяет один из воронежских риэлторов, разгрести эти завалы удастся не раньше, чем к январю.