Воронежский инженер Александр Чекалин наловчился собирать мопеды

Вечером начинается его вторая за день трудовая вахта в собственном гараже

Если ладони Санька черны, значит, он только что общался с железками в своем гараже. А черны они у него каждый день — вот уже много лет инженер по образованию — выпускник воронежского «политеха» — 61-летний Александр Чекалин работает на одном из самых высокотехнологичных предприятий Воронежа, где производятся механизмы куда более сложные, чем те, что делает своими руками воронежский «Кулибин». Ежедневно после 17-00 начинается его вторая за день трудовая вахта в собственном гараже, где обычные железки превращаются в его руках в коляски, аэросани, мопеды…

Вечером начинается его вторая за день трудовая вахта в собственном гараже

Железный человек

Когда автор этих строк приходит в гараж к своему давнему приятелю, то каждый раз замечает какие-то новые железяки возле стен. То Санек, проезжая по городу, подберет с обочины выброшенную кем-то микроволновку, то разглядит на краю стихийной свалки старую стиральную машину, то — ржавый электромотор. Всем этим находкам он обязательно дает ума, либо отремонтирует сам, либо встроит детали от них в какой-нибудь другой механизм. Недавно, например, Александр нашел полуубитую соковыжималку, которая то работала, то нет. Маэстро вскрыл ее, проверил контакты, что-то почистил внутри, и фруктовый сок потек по желобу…

К Александру можно смело обращаться с просьбой по поводу ремонта любой техники, что многократно было проверено его многочисленными родственниками, друзьями и приятелями.

Причем даже в тех случаях, когда новую деталь взамен сломанной купить и поставить проще, чем починить, Санек никогда не выбирает этот легкий путь, а наоборот — обязательно отремонтирует и доведет дело до конца при помощи собственной головы и рук.

Его взаимная любовь с техникой зародилась еще в семилетнем возрасте, а первую свою «машину» Саша собрал, будучи восьми лет от роду. Это был обычный трехколесный «велик», который он переделал в коляску, чтоб разгонять ее , например, с горы запрыгивать внутрь специально приспособленной корзины и съезжать вниз. Но долгой езды не получилось — такие же 7–8 летние гаврики, как и Сашка, на пятой поездке набились в таком количестве, что у «транспортного средства» просто не выдержали колеса…

Педали высшей пробы

…В 7-м классе отец — водитель по специальности — купил Саньку за 40 рублей раму от какого-то старого мопеда и на вес мешок запчастей к нему. За несколько недель семиклассник «дал ума» каждой железяке, все пристроил на свои места, собрал мопедишко и поехал кататься. Первый рейс для его детища оказался и последним — в полукилометре от дома его с нарушением правил подрезал самосвал, в борт которого и въехал юный ездок. Сашка отделался порванной губой и полуразбитым мопедом, конфискованным милицией, в недрах одного из отделений которой его железный друг благополучно и сгинул…

— Когда заканчивал школу, то сам сварганил из велосипеда «Школьник» мопедик, потом по журнальным чертежам сделал картинг, на котором гонял по «черняховке» ( Санек вырос в Ленинском районе Воронежа. — Ред.), затем в моем послужном списке появились аэросани, для них вырезал винт из какой-то железяки. Гоняли- то они неплохо, только по льду катили легко, а в снег почему-то зарывались, конструкция-то моя полностью была, видать напутал где-то. Потом делал автомобиль — багги, тоже летал на нем — дай бог! — говорит он. — И все-таки, как конструктор, я больше тяготею к педалям…

Цепь событий

Сила этого тяготения зашкалила Александра настолько, что в последние годы он собирает исключительно мопеды и мокики. Первый увидел свет в самом начале 21 века — он взял колеса от картинга, сам сварил раму, раздобыл «бэушный» движок Д-6 от обычного мопеда, нашел цепь, подобрал «звездочки» — так на свет появился его «мотопЁд», как мастер называет его сам. Крохотные размеры машины были продиктованы необходимостью изредка запихивать его в багажник «Жигулей», чтобы вывозить на природу для ходовых испытаний. Когда они были благополучно пройдены, Санек стал каждый день ездить на работу на своем «малыше», который и гаишники, и праздные зеваки провожали

изумленными взглядами…

А чтобы его «коньку-горбунку» не скучно было в одиночестве, Санек поставил производство мопедов на поток. Для чего начал искать на свалках выброшенные складные велосипеды, а когда нашел пару, то поехал в село Гремячье, где по объявлению продавались два стареньких мопеда лет сорока от роду...

— Хозяин предложил мне купить один за тысячу рублей, я предложил полторы тысячи за оба, на том и порешили. Они были не на ходу, я привез их в гараж, начал разбирать, снимать движки, цепи. Очень хотелось мне сварганить складные мопеды на базе найденных «великов», — признается воронежский Кулибин. — Один я сделал для своего сына — Игоря, он у меня не фанат техники, но иногда гоняет на нем. А второй — для меня. Движки на них одинаковые с тех самых мопедов, я их восстановил. Сам я сделал натяжители для цепей, нашел и поставил бензобаки из разных железных емкостей. Все это увеличило средний вес бывшего велосипеда примерно на 8–9 килограммов…

У него все складывается

…Сашкины мопеды, можно сказать, — вещи штучные, уникальные. Дело в том, что помимо того, что они легко складываются, тут есть еще одна «фишка». Если что в дороге приключится с мотором, легко можно перей­ти на «педальную» езду, для этого достаточно держать зажатой рукоятку сцепления, установленную на руле. На обычном — «заводском» мопеде на педалях далеко не уедешь — там они тяжелее и жестче и требуются только для короткого разгона. А на «велике» с моторчиком от «маэстро» Чекалина» и педали крутить не в тягость. Надоело крутить? Складывай железного «коня» пополам и садись с ним в автобус! Ноша невелика, да и совсем нетяжела!

На один из них он собрался приделать коляску, чтоб, если потребуется, пассажира с собой взять. Ее чертеж мастер давно держит в голове, теперь надо для нее трубки велосипедные поискать, да придумать, как покрепче соединить с рамой мопеда. Тогда и таксовать летом можно будет!

Насчет «таксования», конечно, шутка. Свое свободное время, проведенное вместе с железяками в гараже, Санек не собирается делить ни с какими другими делами. Тем более, что такси в городе навалом, а таких мастеров как он — поди поищи!

Сейчас те мопеды стоят у него в гараже, а Александр по мере своих творческих сил старается усовершенствовать недавно приобретенный заводской китайский скутер, добавляя в него всякие мелочи, смысл которых понятен лишь профессионалу. На этом новом «коне» он объехал почти половину Воронежской области, да только все его маршруты неизменно начинаются и заканчиваются в его гараже, где есть набор слесарных инструментов, тиски и прочие атрибуты человека, руки которого растут оттуда, откуда надо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 12 сентября 2018

Заголовок в газете: Сборная команда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру