О некоторых способах обмана воронежских интернет-покупателей

Мы уже привыкли к тому, что интернет-реклама в большинстве своем это жижа

Мы уже привыкли к тому, что интернет-реклама в большинстве своем это жижа, которую следует отправлять по самому подходящему для нее адресу — в сточную канаву спама. Фантастические заработки в сети, волшебные средства от всего на свете… Грязевой поток унесет с собой все, от чего мы отчистим свои странички и почтовые ящики.

Пользователи более молодого поколения делают именно так, и потоки информационной жижи проносятся мимо них, даже не оставляя никаких зацепок в памяти. Но сегодня интернетом пользуются не только молодые и продвинутые.

У меня есть знакомые и родственники старшего поколения, которые относятся к рекламе очень серьезно. Выписывают рецепты, увиденные в интернете, переписывают в свои блокнотики и хранят в ящичках. И на любую услышанную от знакомого человека жалобу откликаются готовностью помочь: «у меня как раз есть название новейшего средства, записывай!» Эти люди — основная и, к сожалению, благодарная аудитория интернет-лохотронщиков, осуществляющих запрещенные законом дистанционные продажи лекарственных средств.

Мы уже привыкли к тому, что интернет-реклама в большинстве своем это жижа

Средства для снятия лапши с ушей

Закон «О рекламе», регламентирующий, в том числе, и рекламу медицинских препаратов, накладывает на рекламодателя ряд строгих ограничений: реклама, например, не должна гарантировать положительное действие препарата, его эффективность, безопасность и отсутствие подобных действий. В рекламе не должны упоминаться случаи выздоровления и так далее. Ограничений много, и проследить за тем, как рекламируются медицинские препараты на сайтах-одностраничниках, практически невозможно. Что такое «одностраничник»? Это витрина в придачу с продавцом, конвертор, где случайный посетитель призван превратиться в потенциального клиента. Такой сайт, завлекая покупателя, презентует товар, описывает его выгоды, размещает отзывы якобы ранее купивших его людей и дает точное указание, как его приобрести. Контролировать законность продажи препаратов на подобных сайтах практически невозможно. Но чудо-препараты продают не только такие вольные интернет-коробейники. Они активно рекламируются и в популярных социальных сетях.

Листая информацию на эту тему, я нахожу предупреждение потенциальным рекламодателям о том, что руководство соцсетей очень осторожно относится к рекламе медицинской продукции. Так ли это на самом деле?

Популярная сеть «Одноклассники» перестала быть уважаемой мною именно по этой причине. Объясню подробнее. В ленте с пометкой «реклама» мне встречается большой материал о якобы новейшем средстве от диабета, назовем его условно — «Д». Шапка страницы — Институт диабетологии России. На фотографии интересная молодая женщина, которая представлена рекламодателем, как Татьяна Яковлева, глава института диабетологии, доктор медицинских наук, лучший специалист в области лечения диабета на всем постсоветском пространстве. «Диабет убивает за 5–7 лет!» гласит рекламный лозунг. А дальше молоденькая ( и когда только успела?) доктор наук заявляет, что препарат «Д» «позволяет в кратчайшие сроки, буквально от 4-х дней, забыть о проблемах с сахаром в крови и в течение пары месяцев вылечить даже очень сложные случаи диабета, остановив болезнь навсегда. Он способен эффективно помогать даже в тех случаях, когда начали развиваться осложнения». 4 дня. Две недели, 2–3 месяца — в течение одного материала сроки лечения указываются разные, но до смешного чудные. До сих пор ни одной стране в мире не удалось объявить о таком уникальном открытии. И Нобелевскую премию за победу над диабетом пока никто не получил. Оказывается, что на создание уникальной разработки было потрачено 195 миллионов долларов, и распространяется препарат только по специальной программе на территории России. Срок действия программы — тот день, в который вы зашли на сайт. О том, что препарат, как вся псевдонаучная белиберда, которая изложена от имени выдающегося диабетолога, чистой воды фейк, говорит хотя бы тот факт, что никакой Татьяны Яковлевой не существует. А фотография молодой красавицы на другом сайте подписана совершенно иначе. Якобы выдающийся диабетолог — это Светлана Гараян, врач-стоматолог клиники в Марьиной Роще.

Создатели фейковой рекламы воруют фотографии врачей, придумывают названия несуществующих медицинских учреждений, описания болезней кое-как списывают с медицинских сайтов в интернете, а дальше «мастырят» антинаучные, белибердовые заманухи, рассчитанные на людей, имеющих низкий уровень медицинской грамотности.

Доверяй, но проверяй

Некоторое время назад у лохотронщиков были в ходу и другие приемы: давался, например, кадр из популярной передачи, например «Пусть говорят» или «Жить здорово». А дальше приводилась печатная расшифровка сюжета, который якобы в этой передаче был. Понятно, что сам сюжет создатели рекламы привести не могли, так как такого сюжета попросту не было. Всякие чудодейственные таблетки рекламировались от имени Лео Бокерии и Леонида Рошаля. Своим опытом якобы делалась Алла Пугачева и другие знаменитости. Кстати, многие из них стали защищаться от нашествия мошенников, ворующих их имена, в суде.

На доверчивого читателя была рассчитана целая серия реклам с использованием имен врачей, которых просто не существует в природе. Сюжет всегда примерно такой: оте­чественные чиновники не пускают на рынок препараты, способные реально вылечить от болезней, а врачей, которые при их помощи спасают больных, безжалостно увольняют. Героиней одной из таких реклам была и врач Воронежской онкологической больницы, которой никогда не было в списке практикующих воронежских онкологов. Как, впрочем, и такого лечебного учреждения.

Казалось бы, ко всей этой омерзительной жиже нужно относиться так, как нормальные люди относятся к грязи, липнущей к подошве. Не обращать внимания, не прислушиваться, не вчитываться. Но кто-то все-таки это читает. Потому что подобная реклама стала появляться не просто как одностраничник — обычный сетевой полупризрак. Она стала все чаще мелькать в социальных сетях. За все прочие сети сказать не могу, но в «Одноклассниках» чудодейственные таблетки рекламируются регулярно. И вот тут хочется задать вопрос: почему СМИ и все, кто так или иначе распространяют рекламу, должны подчиняться российским законам, а соцсети нет? Фейковые рекламы нарушают сразу множество положений и ограничений. Но главное даже не в этом — они антинаучны. Они рекламируют препараты, о реальном действии которых ничего не известно. Они продаются дистанционно. Если при их продвижении используются ворованные фотографии, вымышленные фамилии и названия учреждений, значит, это мошенничество и никаким другим словом это назвать нельзя. Возможно, под видом чудо-таблеток продаются всего лишь пустышки. И если речь о борьбе с папилломой, то это еще полбеды. Попробует человек волшебную мазь, не дождется никакого результата, и в следующий раз на посулы не купится. Но если речь идет о таком тяжелом и порой непредсказуемом заболевании, как диабет? Что, если кто-то, очарованный неосуществимой мечтой о легкой победе над ним, прекратит прием выписанных врачом препаратов и сосредоточится на излечении диабета за две недели? Последствия для здоровья могут быть самыми негативными.

Лекарство для лохов

К сожалению, люди старшего возраста не всегда могут распознать сетевой лохотрон. Сами виноваты? Даже если и так, то за свою доверчивость заплатить они могут очень серьезно, и это будет не справедливо. А соцсети за свою беспредельную алчность — выходит, нет.

«Популярные источники информации — социальные сети, мессенджеры и т.д. — не являются официальными структурами и организациями, и лица, предлагающие лекарственную и медицинскую помощь, в том числе и так называемые «лекарственные препараты», осуществляют свою деятельность незаконно, — сказал в интервью «МК в Воронеже» Олег Анатольевич Селютин, руководитель Воронежского Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств. — В настоящее время на территории РФ в соответствии со ст. 54 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обращении лекарственных средств» розничная продажа лекарственных препаратов разрешена только при наличии специальной лицензии. Зачастую под видом лекарственных средств предлагаются различные, в том числе химические вещества, которые небезопасны в применении и могут принести серьезный ущерб здоровью пациентов. Реагируя на такую рекламу, люди рискуют не только потерять деньги, но и получить серьезные проблемы со здоровьем. Такие случаи происходили на территории Воронежской области, нашими специалистами анализировались приобретенные через интернет лекарственные препараты и БАДы, которые в итоге являлись фальсифицированными или запрещенными к применению на территории РФ. Факты таких обращений подтверждаются при обращении жителей на «горячую линию» с населением и по результатам испытательной лаборатории Центра. Такая реклама опасна для здоровья, а зачастую и для жизни людей».

Не верьте, если вам предложат избавление от диабета за две недели (или два месяца, не важно). Не верьте предложениям купить препарат «по специальной программе» за символический один рубль. Вас попросят сообщить свой телефон и имя, потом с вами свяжется «крупный специалист» в интересующей вас области и спросит о симптомах. Можете наплести ему, что угодно, потому что с вами говорит не медик. И он все равно ничего не поймет. Он внимательно выслушает любую ахинею, которую вы ему расскажете, и «назначит» курс за четыре, шесть или десять тысяч рублей. Лицензии у него нет, права продавать препараты тоже, даже сертификата на сам препарат он вам не предоставит. Платить или нет, решайте сами, но помните, что вы для этого «специалиста» не пациент, вы — лох.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 12 сентября 2018

Заголовок в газете: Когда лекарства опаснее болезней

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру