Воронежский пасечник поделился медовыми секретами

Отчего майор-пограничник в своей другой жизни хотел бы быть пчелой

Очередной Медовый Cпас миновал, и толком покупателей от вечно прыгающих цен на мед он не спас. Корреспонденты «МК в Воронеже» пообщались с известным пчеловодом, который не только показал нам, откуда берется мед и как перерабатывается, но и дал полезные советы — как правильно его выбрать. А под занавес нашего общения объяснил, почему он в другой жизни хотел бы стать…пчелой.

Отчего майор-пограничник в своей другой жизни хотел бы быть пчелой

Куда подальше

В крохотной деревеньке Федоровка Панинского района постоянных жителей уже года три, как не осталось — несколько местных стариков уезжают на зиму к детям, а летом возвращаются в родную глушь, чтобы после теплых дней, закрыв на зиму дома, снова вернуться к цивилизации. Если зачастят ранние дожди, отсюда по разбитым колеям чернозема вообще можно выбраться только на тракторе.

А несколько последних лет главными многочисленными обитателями Федоровки на летнее время становятся пчелы жителя Рамонского района Руслана Удовенко, который купил здесь старенький домик с садом и огородом, чтобы на лето вывозить сюда свои пчелосемьи. Именно они вместе со своим хозяином не дают окончательно загнуться практически уже умершей деревушке.

— Пасека у меня небольшая, — говорит Руслан, — сейчас порядка 20 ульев, каждый дает мне за сезон в среднем 100–120 килограммов. За лето качаю всего примерно полторы-две тонны меда. У нас в Рамонском районе почти все поля принадлежат крупным агрохолдингам, которые обычно используют химикаты, что для пчелы в принципе неприемлемо — она погибает от этого. Пока остановился на Федоровке, несколько лет мотался по области, подыскивал небольшой домик в тихом и главное — экологически чистом месте, куда бы на лето я вывозил бы свою пасеку. И в итоге нашел его только здесь — в глуши.

Пчелиный командир

Журналисты «МК в Воронеже», облачившись в специальные костюмы пчеловодов, идут в самый конец огорода, где между яблонь, груш и слив стоят ульи. Главное — хорошо защитить лицо.

— У пчелы главный инстинкт — обездвижить и ослепить врага, поэтому они прежде всего жалят в глаза, руки и ноги, — поясняет Руслан по пути на пасеку.

— Сейчас я буду открывать один из ульев и доставать рамки, — продолжает Руслан. — Начну с самого мирного, где живут пчелы карпатской породы. Они куда спокойнее среднерусских — там сидит натуральная банда, ни одна сетка не спасет, накинутся и облепят все тело. Работаю возле ульев обязательно с дымарем — когда выпускается дым, пчела думает, что в улье начался пожар и хватает с собой меда, сколько сможет унести, а значит, в этот момент она жалить наверняка не будет. Самыми спокойными пчелы бывают с утра и до полудня — в это время старые (наиболее злые) покидают улей, улетая за медом, а молодые, куда более миролюбивые, остаются внутри.

О пчелах Руслан, которому чуть больше сорока лет, может говорить целыми днями. С ними даже немного связана история его рода — прадед по фамилии Данилин родом из Курской губернии всю жизнь занимался медом и мечтал, чтобы это ремесло передалось по наследству. Но это случилось лишь через два поколения — ни дед Руслана, ни его отец с пчелами не общались, и Руслан завел эту дружбу 13 лет назад буквально с чистого листа…

Майор погранслужбы РФ Удовенко вышел на пенсию, когда ему было чуть за тридцать. Вот и решил молодой пенсионер продолжить дело своего прадеда, начал копаться в интернете, читать книги, общаться с пчеловодами. Постепенно научился понимать характер пчел. Сегодня Руслан работает на одном из предприятий Рамонского района недалеко от дома, а на свою пасеку за 100 километров вырывается 2–3 раза в неделю.

— Я у них каждое утро как в армии развод провожу, — смеется он, — один условный взвод направляю за медом на поле подсолнечника, другой — туда, где цветут травы. Внутри пчелиной семьи всегда строжайшая дисциплина, что меня, военного человека, подкупает в них. У них нет ни «дедов», ни «салаг», как в армии, зато у каждой пчелы есть свой небольшой участок работы. В другой жизни я бы сам хотел бы быть пчелой, мне — военному человеку — это было бы несложно.

Паспортные данные

Год тому назад Руслан съездил в Москву, откуда привез медогонку- центрифугу для выкачивания меда из рамок. Внутри металлической бочки закрепляются четыре рамки, которые вращаются в двух плоскостях, на дне скапливается мед, который потом сливается в специальные емкости. Впрочем, описывать технологию выкачивания меда дело долгое — лучше видеть самому, как по желобу медогонки в банку стекают тягучие янтарные струи…

В небольшой горнице деревенского домика, построенного, кстати, в конце XIX века, нашлось место и для толстой папки с подшитыми страницами. Это, если хотите, «личные дела» пчел.

Их хозяин за эти годы создал так называемые «карточки семьи» — досье на каждую пчелосемью (в ней в среднем 15–20 тысяч членов), где в отдельных графах он записывает данные осмотра ульев через определенные промежутки времени, количество меда, полученное от каждой семьи, число рамок в каждом улье, зимостойкость семей и многое другое. Это делается для того, чтобы отслеживать динамику жизни своих подопечных за несколько лет.

— В последние годы цена на мед принципиально не меняется, она держится в пределах 300–350 рублей за килограмм или тысячу — за трехлитровую банку, — говорит Руслан. — Правда, некоторые коллеги-пчеловоды поднимают цены до 1300–1500 рублей.

Специально для читателей «МК в Воронеже» Руслан Удовенко дал несколько советов, как купить именно качественный мед и сохранить его в домашних условиях.

- Мед не должен быть очень жидким. Литровая банка его должна весить от 1,2 до 1,4 килограмма, трехлитровая - 4,3-4,5 кг. Если, допустим, трехлитровая банка меда весит около 3,5 кг, то в нем много воды.

- Лучший способ проверки меда при покупке - на кусочек бумажки положите каплю и подожгите ее. Если горит - в меде есть сахар, если нет, значит, продукт настоящий, без примесей. - Окуните в мед ложку и поднимите вверх – качественный будет неторопливо течь вниз длинной нитью, а фальшивый быстро льется с ложки или разлетается с брызгами.

- Мед надо хранить в темном месте при температуре не выше 40 градусов.

 

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 5 сентября 2018

Заголовок в газете: Сладкая жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру