По лучшим методикам
По словам руководителя региональной общественной организации «АутМама» Ольги Ишевской, идея назрела давно. Сначала в 2015 году родители детей-аутистов объединились в организацию, чтобы их малыши могли получить образование. Тогдашний губернатор Алексей Гордеев заметил, что им потребуется помещение. И вот, спустя несколько лет, на Ленинском проспекте, 36 открылся центр «АутМама».
Центр представляет собой переделанную трехкомнатную квартиру на первом этаже жилого дома. Стены в пастельных тонах, на одной из них висят картины с цитатами детей-аутистов. Фраза «Я когда сплю по ночам, всегда думаю над новыми мыслями», пожалуй, вызовет улыбку у человека с обычным восприятием жизни.
В центре есть комната для сенсорной разгрузки, рабочий кабинет и общая комната. Также сделали подсобное помещение для дидактического материала — аналог библиотеки.
— Здесь мы будем работать с детьми дошкольного возраста, которые еще не посещают детский сад. Четверо специалистов помогут им освоить социальные навыки и понимать речь, — говорит Ишевская.
Единовременно в центре смогут заниматься четыре ребенка: столько подопечных позволяет принять площадь и количество специалистов — работа с каждым ребенком индивидуальна. Целевая аудитория — дети до 4–5 лет. Помощь в открытии центра оказывали со всех сторон: и местная управа, и депутаты. Депутат Воронежской гордумы Руслан Кочетов говорит, что «АутМама» поможет не только детям, но и родителям.
— У меня трое детей, я не говорю, что воспитывать их трудно — скорее, непросто. А детей со сложным восприятием жизни — еще более непросто. Мамы таких малышей — сильные женщины, и очень радостно, что помощь им оказывается всем миром, — сказал Кочетов.
Работа с детьми-аутистами — это не педагогика и даже не психология. В основе обучения лежит прикладной анализ поведения. Эффективность этой методики научно доказана в мире. Ее воронежские специалисты переняли у израильских коллег.
У обывателя, который знаком с проблемами аутизма поверхностно, часто возникает вопрос: «Можно ли это вылечить?» Люди, которые в теме глубже, обычно отвечают, что излечить нельзя, но можно обучить аутистов и адаптировать их к жизни в обществе. Первостепенна здесь позиция семьи — ее поддержка и желание социализировать ребенка. Общество тоже стараются просвещать: в Воронежской области часто проходят различные мероприятия, где эксперты рассказывают о том, как взаимодействовать с аутистами.
По словам главы организации, результаты работы обнадеживают. Воронежская область — одна из лидирующих в стране по развитию инклюзивного образования. Для примера, 231 ребенок с расстройством аутистического спектра учится в обычных, а не коррекционных школах. В регион перебираются семьи даже из других областей, чтобы их ребенок мог учиться вместе с обычными детьми.
Право на образование
О деятельности своей организации Ишевская говорит скромно: «Мы маленькая НКО, которая выполняет вместе с органами исполнительной власти важную задачу: обеспечение прав нашим детям на образование».
Деятельность организации наглядно показывает, сколько сил вкладывают инициативные родители в работу с детьми-аутистами. Чтобы перечислить все достижения, наверное, не хватит газетной полосы. Для примера, в 2015 году в рамках программы «Аутизм. Маршруты помощи» в регионе стали открываться ресурсные классы и группы в общеобразовательных учреждениях. И теперь дети с РАС могут учиться вместе с обычными сверстниками.
Вместе с Успенским храмом центр «АутМама» начал развивать канис-терапию, когда с детьми работают специально обученные собаки. Появились первые две сертифицированные по ГОСТу собаки-терапевты — такого до 2016 года в Воронеже не было. По словам Ишевской, они уже приносят огромную пользу детям.
В 2017 году совместно с храмом открыли гончарную мастерскую, ее посетили 8 детей с РАС. Кстати, этот проект получил премию «Добронежец» в одной из номинаций.
Ежегодно проходит благотворительная акция «С открытым сердцем», которая информирует о проблемах аутизма.
В конце 2017 года экспертным партнером «АутМамы» стал фонд «Выход». В рамках совместного проекта с фондом, 4 специалиста прошли обучение по «Прикладному анализу поведения». Ценность не только в теоретических знаниях, которые получили специалисты, но и в колоссальной практической работе с наставником.
Планы на год у центра уже есть: нужно завершить подготовку специалистов, создать индивидуальные программы для детей с РАС. А еще организации необходимо купить оборудование для сенсорной комнаты, чтобы работа с детьми была еще эффективнее.