Под Воронежем пенсионеры превратили берег водоема в сказочное царство

Сегодня там живут более 50 волшебных персонажей

Если въехать в поселок Анна со стороны Воронежа по улице Красноармейской, то сразу же попадешь на улицу Набережную. Та приведет к безымянному (местные его называют просто «Аннинский») пруду, который разрезает весь 16-тысячный поселок на две неравные части. А если же добраться до самого начала улицы Набережной, то неожиданно попадешь в самую настоящую сказку. Не столько деТскую, сколько — деДскую, потому что ее подарили своим своих землякам пенсионеры Бегеневы — дедушка и бабушка троих внуков.

Сегодня там живут более 50 волшебных персонажей

Оберег для берега

В Анне есть странные, на первый взгляд, названия улиц — Морская, Береговая и та самая Набережная. Морей с океанами в округе нет, Битюг протекает в нескольких километрах за поселком, а главный пруд Анны, хоть велик и глубок, но не слишком чист, а потому для купания не очень-то пригоден. Зато для творчества его берега, как показывает пример пенсионеров Бегеневых, подходят идеально…

Василий Сергеевич и Светлана Михайловна всю жизнь проработали в Анне учителями. Их суммарный педагогический стаж составляет более 80 лет, а семейный — чуть меньше полувека. На фоне этих весомых цифр срок чуть более года кажется совсем незаметным, но именно тогда — в мае 2017 года — Бегеневы решили превратить берег пруда, до которого от калитки их дома не более 20 метров, в сказку и подарить ее детворе.

Так на пятачке берега площадью примерно в 2,5 сотки, очищенном от старых кленов, акаций и других сухих деревьев, и родилось их необыкновенное царство.

Сегодня в нем живут более 50 сказочных персонажей, сделанных из старых игрушек, пластиковых баклажек, частей пылесосов, велосипедов, светильников и другого хлама, которому, как кажется, самое место на мусорке.

Но из всего этого Бегеневы в четыре руки создавали свою сказку…

— Жена мне советовала, а я воплощал, — скромничает Василий Сергеевич. — Иногда она рисовала эскизы, картинки того, что должно быть на том или ином месте.

— А до того мы разгребали заросли на этом месте, — продолжает Светлана Михайловна, — пилили сушняк, подрезали ветки — ведь планов было много, да они и сейчас остались, несмотря на то, что многое уже сделано.

Взяли себя в руки

Именно слово «сделать», а не «купить», тут ключевое. Приобрести в магазинах нынче можно любые предметы интерьера для благоустройства своего клочка земли. От декоративных срубов колодцев до пластиковых аистов, сидящих в таком же искусственном гнезде. А пенсионеры Бегеневы не покупали ничего, кроме краски. Они делали все именно своими руками, а композиции придумывали тоже самостоятельно.

На площадке можно увидеть и лодку со штурвалом, смастеренную из действующей прялки матушки Светланы Михайловны — Прасковьи Яковлевны, при помощи которой та полвека назад обрабатывала козий пух. Для качелей были использованы доска и части старых велосипедов — вилка и два сиденья. Давно «умерший» пылесос превратился в лягушку, старый зонтик — в Царевну-Лебедя, а пару новобрачных образовали сухая ветка (жених) и бывшая пила, а ныне - невеста, раскрашенная соответствующим образом.

Аиста в гнезде Светлана Михайловна сделала из мягкой игрушки — то ли собачки, то ли мишки. Из лап получилась шея и голова, а клювом стала красная электрическая зажигалка, которой домохозяйки поджигают на кухне газовые горелки.

Описывать все это — дело неблагодарное — лучше видеть! Только теперь сюда — в самое начало улицы Набережной — приходят мамы с детьми и бабушки с внучатами со всей центральной части поселка. По сути дела, Бегеневы, сами о том не подозревая, буквально на пустом месте без всяких грантов своими руками воплотили в жизнь диковинный социальный проект — создали детскую площадку на берегу пруда.

Шитье-бытье ветеранов

А если с берега пруда заглянуть в дом Бегеневых, то там можно увидеть другую диковинку.

Светлана Михайловна — математик по образованию, в молодости шила своим детям одежду, чему в свою очередь в детстве научила дочь ее мама Прасковья Яковлевна. Кроме математики, Светлана Михайловна вела в школе ИЗО и технологию, на уроках учила девчонок азам шитья. А в 1994 году зимой она сломала ногу, долго просидела дома, благодаря чему она и заинтересовалась лоскутным шитьем. Случайно на глаза попалась старая книга, где и объяснялась вся эта новая для нее техника.

— Первая моя работа была вышитое одеяло, — рассказывает хозяйка, — которое я подарила старшей дочери — Светлане. Не сразу поняла, что для этой техники идеально подходят хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, лен, и совсем не идет, например, шелк. Он скользит, меняет форму, то есть живет своей отдельной жизнью, никак не подчиняясь игле.

О технике лоскутного шитья за эти годы Светлана Михайловна, кажется, узнала все или почти все. Сегодня она точно может сказать, что, например, на одеяло или покрывало стандартного размера (2х1,5 метра) уходит порядка 360 лоскутков среднего размера примерно 7–10 разных цветов.

— В какой-то мере такая техника позволяет избавиться от многих старых вещей, годами висящих в шкафах и лежащих в сундуках, — поясняет Светлана Бегенева, — у меня дома стоят несколько комодов с тем, что в любой момент может стать основой для новых вышивок. Знакомые, соседи и родственники постоянно приносят мне всякое старье, которое я режу на лоскуты и начинаю колдовать над очередной работой. Например, на одно покрывало у меня ушло два старых драповых пальто, на другое — несколько пар брюк, на третье — какие-то старые кофты. Тут важно опередить моль, которая порой тоже претендует на некоторые старые вещи.

По дому Бегеневых ходишь, как по музею: на столах — вышитые салфетки, на диване — подушечки, на окнах — такие же занавески и шторы — вышивка на стенах, на окнах, только на потолке ее нет.

Дорогая передача!

В ответ на вопросы, сколько катушек у нее уходит в год, как часто приходится менять иглы, сколько узоров и орнаментов использует мастерица, хозяйка только пожала плечами — в обычной школьной тетрадке Светлана Михайловна ведет дневник, куда записывает все свои творческие достижения.

Получилось, например, что с 1995 года она вышила 75 одеял, 3 пары штор, 35 подушек, 17 панно, 10 половичков, отделала вышивкой три модели фабричной одежды, вышила 65 прихваток, три грелки и две мягкие игрушки.

Хотя, конечно, главная «изюминка» дома Бегеневых — те самые 18 покрывал, полуметровым слоем лежащие на диване в зале. Все они имеют разные цвета и орнамент, их «родителями» были пальто, брюки или кофта. Все это Бегеневы собирались показать в передаче «Сам себе режиссер» в рубрике «Слабо?», отослали туда ролик, да только пока из Москвы ни ответа, ни привета.

Зато в экспозиции районного музея, открывшейся совсем недавно, сейчас находится более десятка работ мастерицы, так что эту выставку с небольшой натяжкой можно назвать «персональной» для Светланы Бегеневой.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 1 августа 2018

Заголовок в газете: Человек славен прудом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру