Воронежский автоэксперт: что изменилось за два десятилетия в системе Госавтоинспекции

Итоги реформы: 20 лет спустя

В 90-х годах прошлого века недовольство работой ГАИ стало стремительно нарастать. Службу сотрясали громкие коррупционные скандалы, аварийность не снижалась. Терпение руководства страны лопнуло. В 1998 году были опубликованы указ Президента РФ №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и приказ МВД РФ №329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России».

Итоги реформы: 20 лет спустя

Указом президента Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) впервые с момента создания (1936 год) была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД), было утверждено новое положение о службе. Правда, спустя месяц очередным указом было разрешено наряду с новым названием использовать и прежнее — ГАИ.

В приказе министра отмечалось, что практика влияния на аварийность лишь ужесточением административных санкций к кардинальным изменениям не привела. К тому же она не находит понимания у автомобилистов, обостряет отношения с сотрудниками милиции, порождает жалобы и негативные публикации в СМИ. Главный госавтоинспектор страны Владимир Федоров отметил тогда, что выявляемое сотрудниками количество нарушений «делает нас врагами в глазах собственного народа».

Недостаточный уровень профессиональной подготовки и контроля за несением службы предопределили увеличение числа должностных правонарушений. Деятельность инспекторов ДПС не была нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам. Отсутствовало должное взаимодействие с общественностью.

Направление главного удара

С учетом этой нелицеприятной критики главной задачей госавтоинспекции на период до 2005 года была определена защита законных прав и интересов участников дорожного движения. Приказом министра были четко регламентированы основания для остановки транспортных средств. Беспричинная проверка документов у водителей стала возможной только на стационарных постах ДПС. Инспекторам запретили заниматься проверкой содержания выхлопных газов автомобилей, а также копаться в аптечках в поисках просроченных лекарств. Невыполнение установленных требований должно было расцениваться как нарушение служебной дисциплины. В ГАИ повсеместно появились «телефоны доверия», проводилось изучение общественного мнения. Как говорится, процесс пошел.

Была утверждена «Концепция развития и совершенствования деятельности ГАИ на период с 1998 по 2005 годы». С высоты времен можно отметить, что многие прогрессивные положения того документа претворены в жизнь. Появился новый КоАП РФ, закон об ОСАГО. К рассмотрению дел об административных правонарушениях привлечены мировые и районные суды, введена система безналичной оплаты штрафов, завершен переход на единые российские регистрационные знаки и документы, соответствующие международным требованиям.

В ГАИ создано единое информационное пространство, обеспечен удаленный доступ к автоматизированным базам данных. Со всей очевидностью удался переход от преимущественно визуального наблюдения к использованию специальных технических средств: инспекторов на дороге стало намного меньше, зато почтовые ящики автомобилистов завалены «письмами счастья» c камер фотофиксации на миллиарды рублей.

А вот намеченное повышение эффективности контроля за качеством дорог оказалось забытым. Дорожные лаборатории ГАИ с новейшей аппаратурой для оценки качества содержания улично-дорожной сети и средств организации дорожного движения так и остались на бумаге. Нынешнее поколение инспекторов дорожного надзора (не путать с инспектором ДПС) уже не в состоянии рассчитать оптимальный цикл работы светофорного объекта. Мол, не барское это дело, проще японцам из бюджета заплатить за их умные технологии.

Первые неудачи

Естественно, Воронежская область не осталась в стороне от проводимых реформ. Здесь были те же проблемы и решались аналогичные задачи. СМИ рассказывали о фактах грубого, а порой — просто хамского отношения к людям. Не являлись исключением и случаи поборов.

Прямо накануне подписания указа президента московская бригада оперативников изобличила в незаконном получении денег несколько воронежских инспекторов ДПС, о чем на всю страну поведал начальник ГУГАИ Владимир Федоров. Местные товарищи, рапортовавшие наверх о торжестве законности в подчиненных подразделениях, получили звонкий щелчок по носу.

Количество выявленных в Воронежской области нарушений ПДД ежегодно увеличивалось на 15–20% и к началу реформ перевалило за 500 тысяч! Региональный начальник ГАИ Владимир Верзилин сетовал тогда, что наказан уже чуть ли каждый водитель области. Кстати, сейчас количество наложенных штрафов многократно превышает число водителей, но это уже никого не удивляет.

Через пару лет реформ стало очевидным, что главная задача остается невыполнимой. По-прежнему процветала палочная система. В погоне за количеством выявленных нарушений инспекторы ДПС продолжали прятаться в кустах и никак не желали предупреждать ДТП в очагах аварийности. Даже спустя десять лет после начала реформы гаишники так и не стали для автомобилистов настоящими помощниками на дороге, а взяточники в погонах никуда не исчезли. Попытка сделать образцовой одну из многочисленных служб МВД России не увенчалась успехом.

Служба или бизнес

Однако реформа ГАИ продолжилась в рамках начавшегося в 2009 году совершенствования всей структуры МВД России. К 2012 году численность сотрудников сократили на 20%, переименовали милицию в полицию, провели переаттестацию личного состава. По отчетам руководства МВД, на службе остались только профессионально подготовленные, честные, неподкупные и очень стройные сотрудники.

В Воронеже видимых изменений было немного. На автомобилях две первые буквы названия службы поменяли, сотрудники надели новую форму. Убрали вечно «голодный» стационарный пост у областной больницы. Водители немного вздохнули от ига новоявленных «наркоэкспертов» в форме ДПС, которые каждому второму предлагали (о, ужас!) пописать в стаканчик за углом здания поста.

В это же время двое «самых честных» сотрудников одного из районных отделений ГИБДД умудрились выдать без экзаменов 350 водительских удостоверений. Еще одного рядом с судом Железнодорожного района прямо на моих глазах вязали оперативники за получение взятки…

В начале реформы проблем с выездом инспекторов ДПС на место ДТП вообще не существовало. В разгар преобразований стало нормой ожидание экипажа полиции в течение 5–6 часов! Но свято место пусто не бывает: тут же появились коммерсанты, которые, прикрываясь неким соглашением с ГАИ, за деньги оформляли схему ДТП и другие документы.

Должностные лица ГАИ на основании этих «филькиных грамот» выносили постановления о виновности, даже не опрашивая водителей и не осматривая их автомобили. Руководство ГАИ, по сути, способствовало превращению бесплатной государственной функции в платную услугу и делало вид, что все в рамках закона. Лишь спустя два года с помощью областной прокуратуры, ГУОБДД МВД России и общественников удалось остановить этот беспредел. Тут же нашли «стрелочника»: одному из гаишников в чине капитана выговор объявили!

В то время воронежской полицией руководил Александр Сысоев. В одном из своих интервью он откровенно рассказал о проделанной работе по очистке системы: вскрыты непогашенные судимости, прекращенные уголовные преследования, близкое родство с подчиненными. Работу ГАИ он раскритиковал: «Смертность на дорогах не снижается, водители в областном центре гоняют хлеще джигитов на Кавказе, а инспектора днем с огнем не сыщешь!» По словам генерала, переаттестация позволила устранить семейственность, характерную для ГИБДД.

К слову, всего за несколько дней до пресс-конференции он лично назначил Евгения Шаталова заместителем начальника региональной Госавтоинспекции. Ранее эту должность 15 лет занимал его отец — Владимир Шаталов. В скором времени Евгений Шаталов занял место на олимпе региональной Госавтоинспекции, сменив на посту Владимира Верзилина.

Современные хроники

Однако кадровые изменения по сути ничего не изменили на дорогах. Различных ЧП с сотрудниками ГАИ стало едва ли не больше, чем до начала процесса очищения. В 2016 году в Нижнедевицке два инспектора ДПС по очереди оформляли за пьянку одного и того же водителя. Выписывали протокол и отпускали едва стоящего на ногах человека на все четыре стороны. Затем снова останавливали! Угомонились только после того, как наваяли пенсионеру протоколов на 150 тыс. рублей штрафа и 7,5 лет лишения права управления. Хорошо, что тогда закон об уголовной ответственности за повторную пьянку еще не вступил в силу, а то бы уже посадили! На камеру полицейские без смущения заявили, что «жизнь такая».

В том же году на стационарном посту ДПС на автодороге Воронеж—Луганск общественник снял на камеру несколько фактов передачи денег водителями большегрузных автомобилей в руки инспекторам ГАИ. Причем брали они деньги без боязни, практически открыто.

При попытке активиста получить объяснение происходящему действу «двое из ларца» монотонно твердили что-то о чистоте своей совести. Правда, один из них при первой возможности метнулся в лесополосу. Бесстрастная камера запечатлела наспех спрятанные под деревом бумажные купюры на сумму более 20 тыс. руб. Вот и все, на что оказались способны прошедшие через сито нескольких переаттестаций инспекторы. Сюжет об этом инциденте вышел в эфире региональных «Вестей», делом заинтересовалось СУ СКР по Воронежской области. Об итогах проверки не сообщалось. Руководство ГАИ, как водится, округлило глаза и повторило байку про паршивую овцу, которая все безгрешное стадо портит.

Но тут засветилось целое стадо паршивых овец. На скамье подсудимых оказались сразу пятеро инспекторов ДПС, которые в составе организованной преступной группы фальсифицировали материалы ДТП с целью последующего получения выплат со страховых компаний.

В прошлом году активисты сняли на видео пьяного инспектора, который в центре Воронежа уснул за рулем, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Вина сотрудника доказана судом. Практически в те же дни оперативники ФСБ с поличным задержали инспектора ДПС в момент получения взятки в 30 тыс. руб. от водителя «Инфинити», управлявшего автомобилем в состоянии опьянения.

В ходе следствия выяснилось, что это далеко не единичный случай в практике работы инспекторов ДПС. Расследование дела привело в кабинет командира батальона Александра Дегтярева. Оказалось, что он систематически получал от подчиненных сотрудников денежные средства в качестве взятки «за общее покровительство и попустительство по службе». Офицер полиции дал признательные показания и привлечен к уголовной ответственности.

В других регионах после громких скандалов непосредственные руководители виновных сотрудников молча подают в отставку, а рангом повыше — получают предупреждение о неполном служебном соответствии. В Свердловской области, например, начальника ГАИ Юрия Демина недавно уволили за то, что его заместитель совершил ДТП (без пострадавших) и отказался от прохождения медицинского освидетельствования. У нас — все на местах. Видимо, в Воронеже другие критерии оценки.

К сожалению, пока можно с уверенностью констатировать лишь тот факт, что ни полиция в целом, ни ее структурное подразделение по борьбе с аварийностью до сих пор не стали честными и неподкупными защитниками интересов российских граждан. Авторитет Госавтоинспекции советских времен становится недосягаемым для нынешних обладателей свистка и жезла.

 

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 25 июля 2018

Заголовок в газете: Итоги реформы: 20 лет спустя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру