Заумная азбука: воронежский автоэксперт о бесконечных изменениях ПДД

Все кому не лень пытаются оставить свой след в истории: депутаты, чиновники, общественники

В конце мая телевидение и пресса загудели от нежданной новости: скоро применение знака «Шипы» на автомобилях, имеющих ошипованные шины, станет не обязательным, а рекомендательным. У нас в очередной раз решили поменять ПДД. Штрафовать за отсутствие наклейки тоже перестанут.

Все кому не лень пытаются оставить свой след в истории: депутаты, чиновники, общественники

Начальник ГУОБДД России Михаил Черников на недавней встрече с общественниками назвал действующую норму «дурью» и пообещал «разобраться». Результатом этого, видимо, и стали предлагаемые поправки в ПДД.

В МВД РФ отмечают, что знак «потерял свою актуальность» в связи с тем, что динамические характеристики движения автомобиля определяются иными факторами. Наклейка на стекле не поможет другим водителям судить о том, как будет двигаться автомобиль, особенно в условиях неоднородного дорожного покрытия, характерного для зимы. Самое забавное в этой истории состоит в том, что всего лишь год назад полиция не возражала против введения этой «дури».

Коварные шипы

Напомним, что требование о запрете эксплуатации транспортных средств без опознавательного знака «Шипы» было внесено в Правила Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2017 года №333. Нарушение данного требования подпадало под санкцию ч.1 ст.12.5 КоАП РФ и влекло предупреждение или штраф в размере 500 руб.

На деле для многих автомобилистов отсутствие бумажки на заднем стекле автомобиля заканчивалось возбуждением дела о неповиновении законному требованию сотруднику полиции. За это можно было не только штраф схлопотать, но и до 15 суток административного ареста получить. А вот в Санкт-Петербурге в подобной ситуации рьяные гаишники пошли еще дальше: там инструктора по вождению прямо во время занятий с курсантом попытались подвести под уголовную статью. «МК в Воронеже» подробно писал об этом (№47 от 15.11.2017 г.).

Многие эксперты полагают, что история с «шипами» не является «безобидной глупостью», и видят в ней очевидный коррупционный след. В период ажиотажного спроса на наклейку ее цена подскочила с 20 до 200 руб. притом, что себестоимость составляла 5–7 руб. Простые арифметические расчеты позволяют предположить, что за один сезон изготовители наклеек смогли заработать более 2 млрд руб.

Меня в этом процессе больше всего напрягает, что ПДД РФ становятся тренировочной площадкой для удовлетворения личных амбиций широкого круга заинтересованных лиц. Все кому не лень пытаются оставить свой след в истории: депутаты, чиновники, общественники. И ведь это почти всегда удается: ПДД РФ утверждаются не федеральным законом, а всего лишь постановлением правительства РФ, так что процедура внесения изменений довольно проста.

Ни дня без строчки

Действующие ныне Правила дорожного движения были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090. В неизменном виде они просуществовали три года, но затем идеи «дальнейшего улучшения» поперли как из рога изобилия. К настоящему моменту изданы уже 52 постановления, которыми изменены не только десятки отдельных пунктов правил, но и переписаны целые разделы. Причем за последние пять лет ПДД РФ меняли уже 32 раза! Народ не успевает привыкнуть к одной новации, как на его голову сыплется десяток новых терминов, дополнений и изменений. Вот лишь несколько характерных примеров.

За последние шесть лет уже дважды меняли формулировки пунктов, определяющие правила проезда перекрестков с круговым движением. Что интересно — на дороге по сути ничего не изменилось. Те водители, что учили правила десятки лет назад, могут смело проезжать круговые развязки с прежним багажом знаний. Так зачем была нужна эта «мышиная возня»?

В 2014 году почему-то решили, что пешеходы должны «переходить дорогу», а не «пересекать проезжую часть». Заново написанный в том же году раздел ПДД, касающийся требований к движению велосипедистов, уже начали перекраивать. Если раньше нужно было сопровождать велосипедиста возрастом до 7 лет, то теперь — до 14. Ну почему бы сразу об этом не подумать?

Два года назад запретили «опасное вождение» (п.2.7 ПДД РФ), но никто толком не знает, что это за зверь и как с ним бороться: санкций до сих пор не придумали.

Автомобилисты еще толком не осознали разницу между «Ограниченной видимостью» и «Недостаточной видимостью», как им предписали знать: квадроциклы могут быть и мотоциклами, и мопедами, а дети на роликовых коньках или самокатах теперь приравниваются к пешеходам. В прошлом году нам разъяснили, что такое «Электромобиль» и «Гибридный автомобиль».

Остановите музыку

Мировой опыт свидетельствует о том, что именно стабильность правовой базы благотворно влияет на транспортную безопасность. Похоже, об этом напрочь забыли наши нормотворцы. Может, пора оставить в покое «дорожную азбуку»? Тем более, что ни одна из десятков последних новаций по сути ничего не изменила на дороге!

Посмотрите статистику последних лет: при всех положительных тенденциях основных показателей состояния аварийности в России до уровня безопасности на европейских дорогах нам еще как до луны.

Я еще хорошо помню, как правила запрещали ездить днем с включенными фарами под угрозой штрафа, а теперь наоборот: штрафуют, если они выключены. Кстати, позитивное влияние включенных среди бела света фар на снижение аварийности до сих пор никем не доказано. Теперь еще эта абсурдная история с «Шипами». Психологическая обстановка на дороге от таких манипуляций с Правилами явно не улучшается, авторитет дорожной полиции не возрастает. Зато в очередной раз кто-то неплохо зарабатывает.

Экзаменационные билеты ГАИ и тематические задачники, которые нужны каждому курсанту автошкол, стоят около 500 руб. Каждый год обучается не менее 2 млн чел. А любое, даже незначительное, изменение ПДД превращает прежнюю редакцию в макулатуру. В 2017 году изменения в билеты вносились 4 раза. Нетрудно посчитать, что имитация бурной деятельности по совершенствованию ПДД вытянула из карманов будущих автомобилистов не один млрд руб.

У людей в связи с этим формируется твердое убеждение, что все новации последних лет выдумываются лишь ради увеличения прибылей бизнесменов и доходов бюджета от штрафных санкций. А вот к повышению безопасности движения они имеют весьма отдаленное отношение.

Наряду с навязыванием европейских правовых новелл хотелось бы увидеть аналогичное чиновничье рвение в вопросах качества дорожного строительства и организации движения. А то негоже как-то с европейскими правилами ездить по африканским дорогам. Это я к тому, что в рейтинге качества дорог, опубликованном недавно на сайте Всемирного экономического форума, Россия заняла 114-е место из 137 стран. Рядом с нами Зимбабве и Бурунди.

 

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру