Вслед за натурализацией ОСАГО ждёт либерализация

Рынок «автогражданки» продолжает лихорадить

Предыдущая глобальная реформа ОСАГО 2014 года со всей очевидностью провалилась: страховщики продолжают рассказывать о растущей убыточности, автомобилисты — о невозможности приобрести полис по честной цене, без очередей и навязанных услуг в виде страхования жизни, здоровья или жилья.

Рынок «автогражданки» продолжает лихорадить

«Натурализация» ОСАГО (замена страховых выплат ремонтом автомобиля в сервисе по направлению страховой компании) оказалась успешной только на бумаге: в автосервисах отказываются ремонтировать машины за те суммы, что готовы перечислять страховщики. Цены на запчасти в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА) Верховным судом РФ признаны необоснованно заниженными. Действия РСА квалифицированы как «недобросовестное поведение, затрагивающее права и законные интересы неопределенного круга потребителей».

Покупка полисов через интернет по-прежнему похожа на лотерею. Кому-то везет, кто-то неделями не может приобрести электронный полис. ЦБ РФ признает, что далеко не всегда в этом виноваты автомобилисты.

Президент РСА Игорь Юргенс на этом фоне озабочен только «коэффициентом убыточности» и надеется на скорейший переход ОСАГО к свободному тарифообразованию.

Любой каприз за ваши деньги

Центробанк на прошлой неделе представил свой план по стабилизации ситуации на рынке ОСАГО. Уже в августе планируется расширить коридор базовых тарифов на 20%. Для владельцев легковых автомобилей минимально возможный базовый тариф снизится с 3432 руб. до 2746 руб., а верхний предел возрастет с 4118 руб. до 4942 руб. По задумке ЦБ РФ это повысит конкуренцию среди страховщиков и доступность полисов ОСАГО для автомобилистов. Честно говоря, в голове не укладывается: как спустя 15 лет действия федерального закона об ОСАГО полис может быть недоступным?!

К середине 2020 года действующий коридор планируют и вовсе отменить, тарифы обязательной «автогражданки» станут свободными. В РСА идею с удовольствием поддержали и в качестве примера сослались на опыт Германии. Оказывается, там цены перестали регулировать еще в 1994 году. На удивление — стоимость страховки снизилась с 300 до 250 евро и остается таковой до сих пор. Получается, что немцы платят за страховку всего лишь в 2 раза больше нас, притом, что средние зарплаты там в 10–15 раз выше наших. Стоимость полиса ОСАГО в России скоро сравняется со среднемесячной зарплатой, а страховщикам все мало.

Кстати, за предыдущие три года существования тарифного коридора мне так и не удалось узнать название страховой компании, которая применяла бы значение тарифа, отличного от его максимума. Видимо, и с обещанной конкуренцией у нас большие проблемы. Не случайно Федеральная антимонопольная служба в судах различных регионов доказала наличие картельного сговора крупнейших страховщиков. Тем не менее мысли чиновников по-прежнему крутятся только вокруг повышения тарифа. Не удивлюсь, если и последние новации закончатся очередным повышением стоимости полиса.

Битва титанов

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев после многолетних утверждений о страшной убыточности ОСАГО на днях неожиданно заявил: «Только 15% клиентов являются убыточными для компаний. За остальных страховщики бьются, хотят с ними работать и никому не хотят отдавать». Я чуть не прослезился от такой отеческой заботы. Видимо, это не про Воронеж.

У нас купить полис «автогражданки» без навязанных дополнительных услуг невозможно уже лет пять. Растут только аппетиты страховщиков: cумма «допов» доходит уже до 4 тыс. руб. Теоретически можно, конечно, добыть полис и без накруток. Для этого нужно взять в помощники ЦБ РФ, написать туда пару жалоб, потратить на это несколько месяцев и получить вожделенную бумажку по законной цене. На страховщиков могут еще и штраф наложить в размере 30 тыс. руб.

Я лично знаком с человеком, прошедшим этот марафонский путь к успеху. Зовут его Владимир Портнов. В прошлом году именно таким образом он убедил »Альфастрахование» в необходимости исполнить норму закона и выдать ему полис ОСАГО. Но самое интересное, что спустя год ему опять пришлось идти тем же путем. Очевидно, что такие суммы штрафов страховщиков ничему не учат, а лишь имитируют бурную деятельность по наведению порядка.

На восстановление справедливого коэффициента за безаварийную езду (КБМ) могут также уйти месяцы письменного общения со страховыми компаниями, РСА и Центробанком. Воронежская автомобилистка Нина Казарцева больше года потратила на такую переписку, чтобы заставить страховую компанию «МАКС» вернуть ей заслуженную безупречным вождением скидку в 50%.

Многие годы страховые компании бессовестно вынуждали ее платить, по сути, двойную цену за ОСАГО да еще не упускали возможности навязывать «допы». И ведь таких историй, без преувеличения, тысячи только в Воронеже. А сколько миллиардов рублей страховщики незаконно получили по всей стране?

Народ уже устал от этого беспредела, потерял веру в способность надзорных органов защитить законные права автомобилистов и навести порядок на рынке ОСАГО. Многие даже не жалуются, а попросту ездят без страховки либо приобретают поддельный полис. Страховщики не упускают случая обозвать их мошенниками. Однако приведенные выше примеры заставляют лишний раз вспомнить известную поговорку, которая уточняет, где нужно искать невидимое бревно.

Кстати, объем сборов по ОСАГО в прошлом году составил 228,1 млрд руб., а сумма выплат по страховым случаям — 181 млрд. Это свидетельствует о том, что ОСАГО может быть рентабельным даже при нынешних тарифах.

Правда, сверхприбылей 2003–2010 гг., когда у страховщиков оставалось по 60–70% от собранных миллиардов, сейчас действительно нет. Они хотят их вернуть любыми путями. В этом и кроется истинная причина бесконечного реформирования ОСАГО в последние годы. Отсюда родом и басни про бесчинства «криминальных автоюристов», которые бессовестно грабят страховщиков. Господа, они же не в подворотнях деньги отнимают: они суды выигрывают!

На днях к проблемам ОСАГО подключился даже Совет Федерации РФ. Сенатор Антон Беляков довел до своих коллег, что «страховые компании массово нарушают действующее законодательство и отказывают в заключении договоров ОСАГО». При этом отметил, что проблема касается всех регионов и размер бедствия достаточно серьезный. Похоже, страховщики начали беспредельничать и в столице…

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру