Почему Воронежский опорный вуз выдавливают из строительного объединения

Профессиональное обучение специалистов могут превратить в «шарашкину контору»

14 ноября в материале «Барин от строительства» «МК» рассказывал о том, что воронежский строительный вуз пытаются выдавить из созданной им же саморегулируемой организации «ВГАСУ-строй». С тех пор стало ясно, что отраслевой конфликт не утих, а скорее наоборот — грозит перерасти в громкий судебный процесс.

Профессиональное обучение специалистов могут превратить в «шарашкину контору»

Вуз сделал свое дело, вуз может уходить?

Как мы уже писали, СРО «ВГАСУ-строй» было создано в 2011 году при непосредственном участии самых авторитетных персон строительного вуза, которые во многом обеспечили новой СРО авторитет и сделали ее одной из самых престижных в регионе. За это время ВГАСУ присоединился к ВГТУ, в результате чего в регионе был создан опорный университет. Сегодня ситуация с СРО «ВГАСУ-строй» изменилась до такой степени, что стала выглядеть так: вуз сделал свое дело, вуз может уходить. 14 декабря 2018 года состоялось заседание дисциплинарной комиссии СРО, которая фактически (если не вникать в детали) приостановила членство высшего учебного заведения в созданной им организации.

В ноябре руководитель СРО «ВГАСУ-строй» Алексей Николаевич Борисов заявил нашей редакции свое несогласие с высказанной нами точкой зрения. По мнению Алексея Борисова, высшему учебному заведению совершенно нечего делать в организации, которая создается специально для строителей, работающих на практике — то есть, организаций, непосредственно возводящих сооружения и жилые дома. СРО — для строителей, примерно так звучит его главный тезис. В нашей беседе с Алексеем Борисовым звучал и другой посыл: вуз, мол, государственное бюджетное учреждение, с какой такой стати он будет заниматься видами деятельности, не связанными непосредственно с учебными процессом? Как на это посмотрят в Министерстве образования? Плохо посмотрят, был уверен Алексей Борисов.

Однако Министерство науки и высшего образования РФ действительно высказало свое отношение к членству вуза в СРО и даже направило 22. 08 2018 года А.Н. Борисову письмо с изложением официальной точки зрения, которая заключается в том, что университет «вправе быть членом саморегулируемых организаций» (письмо из министерства есть в распоряжении редакции). Только Алексей Николаевич в пылу спора об этом письме «позабыл» и всячески уверял автора этих строк в том, что министерство имеет другую — противоположную точку зрения.

Также, по мнению А.Н. Борисова, после слияния с техническим университетом ВГАСУ в Воронеже прекратил свое существование. А ВГТУ, к которому он присоединился, не может и не должен являться членом СРО. Почему? А.Н. Борисов сослался на рекомендации и даже прямые указания «Национального объединения строителей» (НОСТРОЙ) — организации, которая является главной для всех российских СРО. Однако согласитесь, никакие рекомендации не должны идти в разрез с действующим законодательством. В частности, с Гражданским кодексом, 58 статья которого («Правопреемство при реорганизации юридических лиц») говорит о том, что «при присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного». В нашем случае к ВГТУ перешли права и обязанности ВГАСУ, в том числе и право на членство в СРО.

И это было, напомним, в 2016 году. И тогда со стороны СРО никаких претензий к вузу не было. И вдруг «ВГАСУ-строй» предъявляет ВГТУ неожиданные требования — вы, мол, реорганизовались, так что подготовьте новые документы, уплатите заново вступительный взнос и взносы в компенсационные фонды. В вузе так и сделали: прислали в СРО запрашиваемый пакет документов, перечислили деньги. Но деньги вернулись на счет, а документы в СРО никто так и не стал читать. Вердикт СРО стал еще более жестким: вуз однозначно будет исключен из участников организации.

Своя контора ближе к телу

Казалось бы, вся эта история — сугубо отраслевой конфликт и вряд ли должна выноситься на широкую публику. Если бы не одно «но». СРО создавались как один из гарантов качества конечного продукта в строительной сфере. И продукта весьма недешевого, чтобы нам не интересоваться всей «подноготной» его производственной составляющей. Каждый, кто решается на покупку жилья, хочет знать все о своем будущем доме и о том, кто его построил — какая компания. Какова ее репутация? Можно ли ей доверять? Не превратится ли через пару лет новенький красивый дом в очередной затонувший «титаник», которые в городе встречаются нередко? Деньги-то немалые, не хотелось бы покупать кота в каменном мешке. И вот тут начинается самое интересное.

Технический университет сегодня остается форпостом строительного образования в регионе. И даже в качестве участника СРО вуз следит за тем, чтобы подготовка специалистов строительной сферы велась качественно и в соответствии с принятыми нормами. Даже имея диплом, строители обязаны получать дополнительное образование, повышать свою квалификацию. Этого требует активное и очень быстрое развитие самой отрасли, технологий и материалов, которые в ней регулярно обновляются. И вот как раз на этой почве у вуза и господина Борисова произошло некое, мягко говоря, недопонимание.

Дело в том, что частью 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, постановлением правительства от 11 мая 2017 года №559, положением «О членстве в СРО «ВГАСУ-строй» утверждены минимальные требования к членам саморегулируемых организаций, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. И одно из них четко требует «повышения квалификации в области строительства руководителей и специалистов, осуществляемого не реже одного раза в 5 лет». Это не пожелание, это обязательное требование, и его надо выполнять. И как раз в СРО «ВГАСУ-строй» есть под рукой такое учебное заведение — «Учебный центр профессиональных знаний». Оно находится в том же небольшом помещении, где и само СРО, а именно в здании, принадлежащим Алексею Борисову. И сам учебный центр тоже принадлежит Алексею Борисову. Учебные помещения предоставляются для благой цели повышения квалификации якобы бесплатно для СРО, но само СРО платит его руководителю арендную плату за все квадратные метры. А других — специально предназначенных для занятий — там просто нет.

«Гугл вам в помощь»

Но это мелочи. Не мелочи то, как проводится обучение специалистов. Учебный центр заключает возмездные договоры со строительными организациями, которые посылают учиться своих специалистов, уверенные, что те получат необходимый объем знаний. Учебные планы центра предполагают, что обучение проводится с отрывом от работы, на него полагается определенное количество часов. Только на деле повышение квалификации получается чисто символическим. Вместо проведения лекций слушателям выдают некие диски с обучающими программами и отправляют на все четыре стороны. Впитывать знания самостоятельно. Когда «курс» заканчивается, «обучившиеся» специалисты должны ответить на вопросы теста. По сути ни преподавателей, ни занятий в учебном центре нет. А есть этакое доморощенное обучение, которое можно получить, просто «погуглив» интересующий вопрос. Можно ли такое дополнительное образование считать настоящим? Можно ли говорить о том, что прошедшие курс специалисты действительно повысили квалификацию, как того требует 559-е правительственное постановление? Или это просто еще одна синекура, которую создал для себя Алексей Борисов? И если вуз противится такому «обучению», если указывает на это, то пусть лучше не будет вуза в членах СРО. Не так ли рассуждают те, кто из кожи вон лезет, стремясь изгнать ВГТУ из «ВГАСУ-строй»?

В былые времена сомнительные организации называли в народе «шарашкиной конторой». Но с тех пор изменились и усовершенствовались и законы, и технологии. Да и потребители уже не те. Если мы платим, мы хотим, чтобы дома строились из качественных материалов, чтобы применялись новые технологии, чтобы на объектах работали обученные специалисты. Но «шарашкин» дух кое-где все равно остается неистребимым.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру