In English, please: как русские учат китайцев английскому

Выпускница ВГУ преподает язык в Поднебесной

Марина Бондаренко — преподаватель английского языка для детей и взрослых. Несколько лет она провела Китае, обучая местных ребятишек. Корреспондент «МК в Воронеже» узнала, в чем отличаются подходы в обучении китайских и русских детей, и почему после курса изучения языка в школе мы, как правило, так и не можем свободно говорить на английском.

Выпускница ВГУ преподает язык в Поднебесной
Марина Бондаренко и ее китайские ученики

Учитель Марина для китайцев

Марина — выпускница факультета международных отношений ВГУ. Еще будучи студенткой она хотела работать в МИДе, но, посмотрев, что представляет собой его представительство в Воронеже, передумала. Пока училась — подрабатывала репетитором английского. А дальше жизнь сама толкнула ее в нужном направлении.

— Подружка потащила меня на какой-то семинар, где рассказывали, как можно попасть на обучение в Канаду. Честно говоря, меня это особо не заинтересовало, но я оставила организаторам свою электронную почту. Через какое-то время мне пришло письмо, в котором было написано, что я могу получить у них сертификат за 200 тыс. рублей и поехать преподавать английский в любую страну. Тогда через другую организацию, уже за 17 тыс., я поехала преподавать английский в школу в деревушке на юге Китая, — рассказывает Марина.

Потом Бондаренко узнала, что половину денег, которые причитались ей за работу, забирала организация: вместо 11 тыс. юаней к ней приходило только 5,5 тыс. Хотя и это для студентки, практически без опыта работы, казалось баснословными деньгами — больше 50 тыс. рублей. К тому же бесплатно предоставлялись еда и жилье. Марина жила с ребятами из России, которые тоже учили китайских детей английскому языку. Воспитанники были живыми, открытыми и любо­знательными — как признается Марина, с ними она расставалась со слезами на глазах.

Не устраивало то, что организация, от которой поехала Марина, оказалась нечиста на деньги. Тогда Бондаренко переехала работать в Гуанчжоу: там у нее уже была знакомая, с которой она жила, ездила на работу и проводила свободное время. Потому что когда уезжаешь далеко, очень важна поддержка.

Через год Марина ненадолго вернулась в Россию, а затем снова уехала работать в Китай, но уже учителем английского в детском саду. Параллельно преподавала в языковой школе, которую дети посещают в качестве дополнительных занятий.

— Одна из групп была в пятницу на 20:00 — семилетние дети, первый класс. Обеспеченные китайцы максимально загружают своих детей, чтобы ребята не шатались по улицам без присмотра, пока родители на работе.

Английский как игра

Обучение китайцев языку отличается от того, к чему привыкли на уроках русские дети. Если у нас, особенно у учителей старой закалки, урок строится на чтении текста и перевода, то в Китае упор сделан на интерактивное обучение. Такой подход подсказал начинающим учителям тайваньский наставник.

— По моим подсчетам, у китайских детей — 18 разных уроков английского. Базовые — где они изучают слова и грамматику. Я делала больше акцент на лексику, потому что грамматику им объяснял еще и учитель-китаец. Кроме того, у них на английском были уроки пения, театральный кружок, игры на улице тоже проходили на английском. То есть, они постоянно погружены в язык в игровой форме. У нас был урок, где я устраивала им даже постановочную свадьбу. Дома готовила презентации, искала материалы, продумывала игры, хотя могла бы в это время пойти гулять с друзьями, — объясняет Марина.

По словам девушки, за урок она наматывала около километра — такие данные показывал фитнес-трекер на руке. А после занятий в детском садике ее можно было буквально выжимать. Сложно представить, как условная Тамара Петровна, пропитанная традициями советского образования и ни разу не выезжавшая за пределы родной страны, будет готовить игровые уроки для школьников. Да и вряд ли ученики российских школ, увидев, как можно изучать английский язык, захотят сидеть на стуле, когда можно учить английский весело.

— Мне кажется, эффективнее, когда ученик начинает мыслить и изъясняться на иностранном языке: например, я показывала им картинку с лошадью и говорила, как она звучит на английском. С китайскими детьми в этом плане интереснее работать, потому что у тебя нет возможности схалтурить и объяснить им что-то по-русски — они тебя просто не поймут. Приходится выкручиваться, подбирать синонимы, объяснять буквально на пальцах.

Из минусов китайского обучения — у них не хватает базовых знаний в некоторых сферах. Например, в начальной школе у ребят есть уроки китайского, математики, окружающего мира, английского. По мере взросления вводятся и другие дисциплины, но вот с чем большая беда у китайцев — это география и история. Многие и знать не знают про Вторую мировую войну или про расположение стран на карте.

— Я ездила на работу на автобусе, там висели плакаты, рекламирующие путешествия: круизы, перелеты. Туристическая компания предлагает путешествие из Северной Америки в Южную, а на картинках изображены замки Чехии и Франции. Либо компании, которая заказывала эту рекламу, все равно, что там изображено, либо люди просто не знают географию. Узость мышления заметила не только я. Мы пытались понять с коллегами, когда происходит слом в голове. В садике и школе дети всем интересуются, а потом мы сталкиваемся с какой-нибудь 24-летней Джингуа, которую ничего не волнует. Нам было непонятно — их так «форматируют» в вузе, или это происходит ближе к выпуску из школы.

Работа в кайф

После двух лет в Китае Марина вернулась в Россию и начала преподавать английский взрослым и детям по всей стране: благо возможности интернета позволяют так зарабатывать на жизнь.

— Нет универсального способа выбрать хорошего репетитора. Но мне кажется, первый урок скажет многое. Для начала можно встретиться с потенциальным наставником лично или по скайпу. Например, в продажах есть два пути реализации товара потребителю: первый — когда, грубо говоря, тебе что-то втюхивают, а второй — когда продавец идет от потребностей клиента. Я за второй вариант в обучении. Конечно, обучение английскому — мой хлеб, но я всегда спрашиваю, зачем человеку нужен английский, что он хочет получить на выходе, какие у него сроки. Тогда и клиенты будут приходить: я занималась год с девочкой из Москвы, а потом она порекомендовала меня своей подруге.

Учить английский для себя можно и самостоятельно, но если речь идет о подготовке к экзамену — лучше это делать с кем-то. Потому что ментор видит, где и какие ошибки делает ученик.

Сейчас модно заниматься с носителем языка через интернет, однако, тут тоже есть свои особенности. По словам Марины, русский русского лучше поймет, плюс — он знает ментальность ученика. К тому же, чтобы освоить базовый английский — минимальную грамматику и лексику, нужно всего 2–3 месяца, при условии, что человек добросовестно делает домашнюю работу.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Посмотреть на YouTube видео для тех, кто учит английский с нуля. Важно делать конспекты и периодически просматривать записи. Смотреть сериалы, фильмы на английском с английскими субтитрами. Смотреть на английском видео по интересам: о косметике, моде, здоровье и т.п. Обязательно выучить основные английские времена и грамматические особенности построения предложений. Многие говорят по-русски английскими словами. Можно переставить язык в телефоне. Этот гаджет чаще всего перед нашими глазами. И хорошо, когда периодически видишь, что привычное приложение «Карты» теперь называется Maps.  

СКОЛЬКО СТОИТ РЕПЕТИТОР ПО АНГЛИЙСКОМУ?

Цена за астрономический час колеблется от 500 рублей до 6 тыс. Адекватная цена для Воронежа –600-700 рублей. Арифметика простая: при зарплате в 30 тыс. рублей и занятиях два раза в неделю, выкладывать около 5-6 тыс. за месяц только за английский – проблематично.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру