Росздравнадзор запретил применение аппарата лучевой терапии «Терагам»

Поводом стала трагедия в Воронежском онкодиспансере

Росздравнадзор запретил применение аппаратов лучевой терапии «Терагам» в России. Об этом в понедельник вечером сообщил портал moe-online. Станет ли этот запрет окончательным, во многом зависит от результатов экспертиз по уголовному делу о трагической смерти пациентки в Воронежском онкологическом диспансере.

Поводом стала трагедия в Воронежском онкодиспансере
Аппарат лучевой терапии Teragam.

Напомним, 22 мая жительница Новоусманского района приехала на очередную процедуру лучевой терапии, во время которой аппарат дал сбой: стол, где лежала пациентка, стал стремительно подниматься, и женщина оказалась зажата между столом и коллиматором — верхней частью устройства. Спасти пациентку оказалось нереально: ее буквально раздавил прибор-убийца.

Для воронежской онкологической службы этот случай стал настоящим шоком: аппарат использовался с 2006 года, за последние семь лет на нем было проведено чуть менее 300 тысяч сеансов лучевой терапии. И все они прошли без малейших нареканий на технику. Вокруг трагической истории сразу возникла масса домыслов и интерпретаций. Якобы прибор контрафактный, и произведен вовсе не в Чехии и не компанией «Isotrend», а чуть ли не где-то «в гаражах». В такую версию поверить невозможно, хотя бы потому, что подобный излучатель изготовить кустарным способом просто нереально. Однако все равно остаются вопросы, и следствию предстоит проделать, по всей видимости, немалую работу: установить, как прибор попал в Россию, у кого был куплен, прошел ли через процедуру государственных торгов. Ответы на многие из этих вопросов должен знать главный врач онкодиспансера того периода Николай Чевардов, который в настоящее время работает в частном медицинском центре.

Портал moe-online сообщает, что прибор «Терагам» был официально сертифицирован в России в 2007 году, а в Воронеж он попал в 2006-м. На вопрос, как это могло произойти, тоже предстоит ответить следствию.

Некоторые воронежские СМИ уже попытались сварганить из трагической смерти пациентки онкодиспансера очередное «дело врачей» и прямо обвинить в произошедшем действующего главврача Ивана Мошурова. Однако надо напомнить, что Иван Мошуров возглавил воронежскую онкослужбу в 2012 году, и к покупке аппарата «Терагам» никакого отношения иметь не мог по определению. Злобные выпады в его адрес встретили жесткий отпор медицинской общественности, у которой Иван Петрович пользуется огромным авторитетом.

Иван Мошуров, даже будучи депутатом областной Думы, председателем комитета по здравоохранению и руководителем леч­учреждения, так до конца и не стал чиновником. Он и сейчас является практикующим хирургом высочайшей квалификации, проводит сложные операции, чем вызывает огромное уважение коллег по профессии. Несмотря на занятость, Иван Мошуров находит время учить студентов, но в новейшую историю воронежского здравоохранения он войдет даже не этим. В течение десяти лет в области активно обсуждался вопрос о строительстве нового онкологического центра, но дело так и не двигалось с мертвой точки: проект, как его ни крути, оказывался фантастически дорогим. И только сейчас Мошурову удалось совместить свои идеи с пониманием на высшем уровне исполнительной власти и проделать огромную работу по подготовке новой концепции размещения и модернизации онкологической службы.

Губернатор Александр Гусев и главврач Воронежского онкодиспансера Иван Мошуров в доме Вигеля.

Уже к концу 2019 года пациенты смогут увидеть новую поликлинику, которая строится на месте исторического памятника — дома Вигеля, или бывшего роддома, расположенного на территории онкологических корпусов. При этом Иван Мошуров ставит перед исполнителями задачу максимально сохранить и отреставрировать орнамент здания, его барельефы, все то, чем этот исторический памятник был дорог воронежцам и неповторим.

Одновременно движется и проект запуска нового хирургического корпуса, который будет находиться там же — на территории действующего онкодиспансера. Видимо, немало пришлось приложить организационных усилий, чтобы сдвинуть проект строительства, сохранив в территориальной близости все важнейшие онкологические службы. Один из самых уважаемых и авторитетных онкологов области, профессор Бронислава Кравец недавно опубликовала в соцсетях пост, где высказала свое возмущение грязными и совершенно несправедливыми нападками на Ивана Мошурова на некоторых порталах.

«За короткий срок он сделал для больных очень много, — пишет уважаемый профессор, — об этом свидетельствуют результаты нашей работы — тысячи спасенных жизней, материально-техническое обеспечение, внедрение в практическую деятельность новейших лечебно-диагностических технологий… За период своей работы (с 1961 года) я не встречала подобного руководителя».

Запретят ли «Терагам» окончательно, то есть, какой приговор будет вынесен аппарату-убийце, станет ясно, когда следствие проведет все необходимые мероприятия и экспертизы. И то, что сейчас Росздравнадзор приостановил его использование, скорее всего, оправданно и правильно — рисковать жизнями людей нельзя, ведь может оказаться, что аппарат имеет срок службы гораздо ниже заявленного в документах. Или в нем кроется еще какой-то подвох. Но к каким бы выводам ни пришло следствие относительно производителей аппарата и тех, кто его приобретал, больные не должны чувствовать себя в опасности. Воронежская онкослужба сегодня находится на таком уровне, что даже трагическая случайность не должна поколебать веру больных в победу над болезнью.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 5 июня 2019

Заголовок в газете: Приговор «аппарату-убийце»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру