Воронеж попал в топы информагентств из-за прорыва водовода и взрыва котельной

Что становится причинами подобных ЧП

В конце минувшей недели бросилась в глаза новость из музея–заповедника в Костенках, где археологи при раскопках нашли ребро мамонта с застрявшим в нем наконечником копья. По оценкам специалистов, возраст находки — 40 тысяч лет.

Что становится причинами подобных ЧП
Последствия прорыва магистрального трубопровода на ул. Антонова-Овсеенко, фото vestivrn.ru.

Спрашивается: причем тут мамонт на фоне вышеупомянутых в заголовке коммунальных катаклизмов? Но автора этих строк слегка удивила нечаянная параллель: 20 марта в Северном микрорайоне произошла авария на водоводе — там прорвало трубу метрового диаметра, в результате чего около 300 тыс. жителей Коминтерновского района остались без воды.

— Ничего себе, — подумалось тогда, — наконечнику столько лет, но он еще так крепок, что намертво застрял в ребре мамонта, а наши водопроводные трубы меняются каждые 10–15 лет и рвутся, как нитки!

Но в самом конце новости про мамонта уточнялось, что упомянутый наконечник был сделан вовсе не из металла, а, похоже, из ребра другого мамонта. Сенсация умерла, так и не родившись.

Проверочная работа

Зато на минувшей неделе со всего размаху Воронеж вляпался во все первые строчки рейтингов федеральных новостей со знаком «минус». Российские телеканалы монотонно показывали одни и те же кадры — мутный поток сносит хлипкий кирпичный забор, а машины возле авторынка еле едут, буквально утопая в воде.

Там прорвало метровый магистральный водовод, из-за чего краны пересохли в домах десятков тысяч воронежцев. Аварию ликвидировали на следующий день, но воду дали людям на полдня позже, чем обещали ранее. На радость школьникам в некоторых близлежащих учебных заведениях отменили уроки.

А утром 21 марта произошел взрыв водонагревательного котла в котельной на улице Школьной в 1-м отделении совхоза «Масловский», в результате чего погибла 69-летняя женщина, случайно проходившая мимо, и два человека из дома напротив пострадали. В окрестных зданиях ударной волной выбило стекла, а сама котельная превратилась в руины.

Предварительно взрыв в котельной, без нареканий работавшей с 2007 года и снабжавшей теплом более 1200 человек, произошел из-за сбоя автоматической системы. На месте аварии на следующий день побывал губернатор Александр Гусев, который дал поручение проверить аналогичные объекты во всем Новоусманском районе.

По факту происшествия правоохранители возбудили уголовное дело, как, впрочем, и после аварии на водоводе в Северном микрорайоне.

И теперь, судя по всему, началась очередная компанейщина — власти начнут проверять все, что может взорваться (как котельная) или прорваться (как водовод).

Помогут ли эти меры избежать подобных ЧП в дальнейшем? Думается, вряд ли: как часто у нас происходит, «для галочки» пройдут массовые проверки, кого-то показательно оштрафуют, контролирующие органы доложат начальству, отчитаются, и все позабудется до следующего происшествия.

Видимо, других причин для всеобщих проверок, кроме как эти печальные события, просто нет. Ведь, очевидно, что хромает профилактика, упреждающие меры, а креститься начинаем лишь тогда, когда гром шарахнет не раз и не два.

«Когда вас убьют, тогда обращайтесь», — пошутил дежурный отдела полиции одного из городов России в ответ на многократные обращения женщины по поводу мужа-тирана, который избивал ее и угрожал убийством. Дошутился. Супруг все-таки зарезал женщину, а против дежурного возбудили уголовное дело.

Так же и в нашем случае — обследовались ли в последнее время трубы того самого водовода или котел взорвавшейся котельной — доподлинно неизвестно, но только власти почему-то озаботились профилактикой уже по факту случившегося.

Попались в сети

Водопроводные сети региона на декабрь 2018 года имели протяженность порядка 10 тысяч километров, износ инженерных коммуникаций по разным оценкам составлял 65–70 %, а 32 % источников централизованного водоснабжения вообще не отвечали санитарно-техническим нормам. Кроме того, порядка 230 тысяч жителей области не обеспечивались централизованным водоснабжением, а около 300 тысяч человек — водой нормативного качества. Вот и рвется там, где тонко.

А «тонко» выходит везде — коммунальные аварии в Воронеже случаются довольно часто.

Зимой 2016 года прорвало сети на улице 9-го Января, без воды остались порядка 50 многоквартирных и почти 100 частных домов в Советском районе. В это же время с разницей в пару дней в пяти домах на левом берегу исчезла горячая вода. А летом того же года из-за аварии на улице Владимира Невского без воды остались тысячи жителей микрорайона.

В ноябре 2018 года из-за аварии в Советском районе воду отключили в поселках 1 Мая и Тепличном, в это же время наблюдались перебои в 12 домах Коминтерновского района.

В декабре 2018 года из-за аварии на магистральном трубопроводе сотни квартир в домах Коминтерновского и Центрального районов остались без воды — там также прорвалась труба метрового диаметра.

Добавим, что строительство именно в Коминтерновском районе Воронежа ведется быстрыми темпами, при этом, как правило, целые микрорайоны «сажаются» на старые и изрядно изношенные коммуникации. Так что аварии на водоводах в этой части города в ближайшем будущем — дело вполне предсказуемое и прогнозируемое.

Взрывной характер

А вот статистика по взрывам.

Взрыв котельной в Новоусманском районе, фото прокуратуры.

В январе 2008 года прогремел взрыв в доме на Ленинском проспекте. Одинокий 71-летний пенсионер после лыжной прогулки принимал горячую ванну, не выдержало сердце, и он умер прямо в воде. Колонка погасла, а газ продолжал идти, и через пару дней его концентрация достигла предельной величины. В итоге половину дома пришлось ремонтировать и переселять всех жильцов злополучного подъезда.

В октябре 2013 года газ взорвался на улице Моисеева по причине непродуманной прокладки водопровода к новостройке, при этих работах был поврежден газопровод и прогремел взрыв. Люди не погибли, зато была разрушена трансформаторная будка, а машины повреждены ударной волной.

В марте 2014 года в россошанской трехэтажке взорвался газ, повреждения получили 12 квартир из 36, а 29-летний парень, оставивший включенной газовую конфорку на кухне, погиб.

В январе 2016 года произошло ЧП в пятиэтажке на улице Космонавтов. 26-летний мастер Александр Г. монтировал в одной из квартир навесные потолки, и у него взорвался газовый баллон. Парень получил 2,5 года условно, что, конечно, не вернуло к жизни женщину, погибшую при взрыве. Подъезд дома пришлось отстраивать заново, что обошлось городскому бюджету в 24 миллиона рублей.

Очевидно, что прорывы водоводов и взрывы газа кардинально разнятся по своим причинам. Если в первом случае — это халатное отношение должностных лиц к своим обязанностям, плюс якобы хроническое безденежье (разумеется, это официальная «отмазка», а какие деньги крутятся в сфере ЖКХ, знает и ребенок), то во втором — почти всегда пресловутый «человеческий фактор» — чья-то забывчивость, рассеянность и лишь в редких случаях — сбои техники.

Впрочем, для тех, кто на собственной шкуре ощущает последствия всего этого, абсолютно неважно, кто виноват.

Людям важно, что техническую и питьевую воду по адресам, где вода была перекрыта из-за аварии, в обещанное время не привозят, а ветхие сети практически не меняют. Или не ремонтируют стену дома, поврежденную взрывом газа в котельной. Или они месяцами не могут получить компенсацию от государства как жертвы очередного техногенного катаклизма.

И пострадавшие традиционно в этих случаях ругают власть, которая, кажется, делает все возможное, чтобы обыватель относился к ней именно так.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 27 марта 2019

Заголовок в газете: Ну, куда вы все рветесь?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру