Там ли полиция ищет виртуальных мошенников?

Данными сберкарт торгуют банковские клерки?

Сначала факты. 1 марта областная прокуратура сообщила о завершении следствия по делу ответственной сотрудницы одного из банков Нововоронежа. Как было установлено, она оформляла потребительские кредиты без ведома клиентов и, соответственно, без их согласия.

Данными сберкарт торгуют банковские клерки?

Тридцатипятилетняя мадам сумела таким образом похитить 9 миллионов рублей — оформляла кредиты, деньги брала себе, наказанным оказывался банк. Хорошо хоть, что банковская служащая не позарилась на деньги клиентов: им, в отличие от банка, свои интересы защитить было бы куда сложнее.

Буквально через несколько дней прокуратура сообщила еще об одном событии — не аналогичном, но, если вдуматься, близком по смыслу. На сей раз злоупотребила служебным положением сотрудница страховой компании, которая скопировала и похитила клиентскую базу данных. А в ней все: и личные данные, и телефоны, и застрахованное имущество, и многие другие сведения, охраняемые законом. Зачем они оказались нужны сотруднице компании? Значит, вознаграждение за подобные услуги сегодня оправдывает риск.

В последние месяцы по всей стране активизировались мошенники, которые разводят людей на различные манипуляции с их банковскими картами. Мой личный опыт. С утра пораньше раздается телефонный звонок, и механический голос сообщает мне о том, что банк приостановил подозрительную транзакцию на 12 с половиной тысяч рублей с моей банковской карты. Дальше мне предложили выбор: если я согласна со списанием с моей карты 12 с половиной тысяч рублей, я могу повесить трубку, если нет, то нажать на кнопку… Я-то знала, что на моей карте в данный момент 12 с половиной тысяч нет, и потому никаких транзакций с нее происходить не может. К тому же у меня уже имелся подобный печальный опыт, и повторять его я точно не буду. Поэтому я просто нажала отбой. А кто-то другой засомневается: а вдруг и правда деньги спишут?

Объем виртуальных мошенничеств растет день ото дня, и это подтверждается данными МВД. Однако сетевые аферисты продолжают оставаться какими-то «летучими голландцами» — поди их поймай в интернет-тайге! А может, просто не там ищут?

Пару лет назад меня околпачили такие вот мошенники, и поверьте, они были очень хорошо подготовлены. Они назвали мне номер моей банковской карты, дату ее открытия и окончания действия. Они знали обо мне, как о клиенте банка, все, что им нужно было знать. И чем можно было ввести меня в заблуждение. Возможно ли совершение такого мошенничества без активного участия самих сотрудников банка — бывших или действующих? Очень сомнительно. Мои данные «слил» мошенникам тот, кто имел доступ к клиентской базе, иначе подобную информацию аферисты получить не смогли бы. Теоретически такую базу, наверное, можно взломать, но тогда безопасности наших банков — вообще грош цена, и думать об этом даже не хочется. Полагаю, что полиция даже не попыталась установить истинных организаторов аферы (а я уж наверняка не единственная ее жертва). Полиция ищет ветра в поле. Ищет неких фантомных хакеров, самоучек-взломщиков… И, конечно же, никого не находит. И не удивительно, потому что искать, наверное, надо не там.

Каждый раз мы сталкиваемся с тем, что мошенники оказываются хорошо подкованы. Знают номера наших карточек, их сроки действия, а порой и последние транзакции, которые совершались по ним. Этой информацией могут обладать и обладают сотрудники банка. Проверяет ли их кто-нибудь? И каким образом? Могут ли быть уверены клиенты банка в том, что система безопасности кредитного учреждения достаточно эффективно работает не только против «внешних» врагов, но и против «внутренних»? Ведь скоро настанет день, когда мы будем выбирать не тот банк, где лучше процент, а тот, который безопаснее. Еще парочка таких атак на мою банковскую карту, и я серьезно задумаюсь — а правилен ли мой выбор?

Клиентские базы — очень ходовой товар. Если бы не так, стала бы рисковать своей должностью и репутацией сотрудница той же страховой компании? Базами данных торгуют все кому не лень. Спору нет, мы сами оставляем свой мобильный номер, когда заполняем карты бонусов в магазинах или салонах. Но лично у меня количество скидочных карточек никак не соотносится с валом поступающих на мой номер телефонных звонков и смс-сообщений. Их больше в разы.

Но телефонная надоедливость — это всего лишь неудобство, дискомфорт. Совсем другое дело, когда базы используются для совершения мошенничеств. И когда полиция разводит руками — установить преступника не удалось, деньги ушли в неизвестном направлении, — очень хочется спросить: а где вы, господа сыщики, ищете? Может, это ушлые девочки-мальчики, банковские клерки, успешно торгуют нашими данными «из-под полы»? Может, банковскую безопасность следовало бы подвергать регулярным полицейским тренингам, чтобы не расслаблялись?

И в свете последних событий вообще хотелось бы знать, как эта банковская безопасность организована, и на что в первую очередь ориентирована. То, что на защиту интересов банка — это само собой. А как насчет интересов клиента? Может, вообще надо бросить писать заявления в полицию, если вас обманули? Может, более эффективно будет подавать в суд на банк, из которого произошла утечка персональных данных? Может, тогда в системе безопасности банков что-то изменится?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру