Как воронежцы становятся жертвами мошенников всех мастей

Обман, похоже, становится двигателем едва ли не всех отношений между людьми

Лет 35 тому назад во время лекции по языкознанию на филфаке ВГУ, где я учился, преподаватель рассказывал нам — студентам — о ложных формах словообразования. Так один из горе-лингвистов, которых для примера упоминал лектор, объяснял происхождение слова «кабинет» от выражения — «как бы нет». Типа — так хозяин дома прячется от нежеланных гостей. Он дома, но для них его нет, он скрывается в дальней комнате, которая якобы из-за этого стала «кабинетом».

Обман, похоже, становится двигателем едва ли не всех отношений между людьми

Спустя 35 лет я как-то призадумался о возможности такого же «вульгарного» объяснения происхождения слова «мошенник». А не притянуть ли сюда «за уши» французское выражение «мон шер», означающее «мой дорогой», «мой милый»? Почему бы и нет? Ведь если понятие «мошенничество» определяется как «хищение чужого имущества или приобретение прав на него путем обмана или злоупотреблением доверия», то, может быть, и делов-то всего — трансформировать «мон шер» в «моншерника», потом «поменять» в нем несколько звуков — мошенник готов!

Мошенник всегда бывает милым, любезным, уважительным — типичным «мон шером», он не забирает деньги у своих жертв под дулом пистолета или, приставив нож к горлу, не избивает их в подворотнях. Он улыбается, объясняет, рассказывает о чем-то тем, кого хочет надуть. Потому что его улыбка, обходительность и любезная речь — всегда залог удачного обмана.

Если верить статистике, то мошенники сейчас везде, а если усреднять ее, то на одного среднестатистического убийцу в эмвэдэшных «массивах преступлений» их приходится 12–15, на вора — 6–10, на разбойника 8–12 человек.

Откройте любую криминальную сводку за день — там вы непременно найдете, как неизвестные развели старика, сообщим ему о том, что сын якобы попал в ДТП. Или — сообщение о том, что какого-нибудь продавца (мебели, машины — неважно) развели так, что после манипуляций с паролем своей банковской карты у него невесть куда улетело 300–400 тысяч рублей.

Газ, и готово!

Мошенники ходят по квартирам и, прикрываясь какими-то «корочками», предлагают старикам провести немедленную проверку (за 2–5 тыс. рублей) газовых или водяных счетчиков, а в случае отказа грозят отключением их ото всех мыслимых коммуникаций.

И 90% дедов-бабок ведутся на это, хотя управляющие компании в 50-й раз вешают объявления на подъездах с указанием единственной фирмы, аккредитованной государством, которая может делать это на законных основаниях.

…Когда в очередной раз я пришел проведать свою матушку, то увидел в прихожей и на кухне прикрученные к стене какие-то красные цилиндры, которых не было еще на прошлой неделе. На мой немой вопрос, она показала мне договор с печатью и пояснила, что это что-то типа «уловителей превышения концентрации газа», которые ей и почти всем соседям по подъезду «всего за 3 тысячи» поставил недавно какой-то разбитной паренек.

Я, конечно, побрюзжал на тему того, что именно ей могут втюхать в дальнейшем, раз уж пошла такая пьянка, а матушка потупилась и признала, что была неправа.

А вечером того же дня мама позвонила мне и радостно рассказала, что эти два прибора вдруг начали пищать, а когда она открыла окно, для проветривания кухни, то они махом заткнулись. «Видимо, работают, раз показали избыточную концентрацию газа», — уела она меня, и больше, признаюсь, я ее не изводил по поводу сомнительной траты. В конце концов, 3 тысячи не такие уж большие деньги, а если приборы хоть изредка пищат — тем более.

Чай для «чайников»

В последние месяцы по Воронежу, да и в целом по России (несколько дней назад показали фирму, которая за 140 тысяч в разных городах втюхивала старикам целебные чудо-матрасы, которые шились в Твери, хотя фактическая цена их была 5 тыс. рублей) прокатилась волна мошенничеств на все вкусы.

Чего стоит одна история кредитного потребительского кооператива «Капитал Инвест», по поводу действий которого в воронежскую полицию обратилось порядка 60 человек, обманутых на 35 миллионов рублей. Филиалы конторы, организованной липчанином Романом Казаковым, более пяти лет работали в 13 регионах России. Вкладчики до поры до времени исправно получали дивиденды (ставки колебались от 9,5 до 13,05% годовых), пока в декабре 2018 года все филиалы не закрылись, а Казаков, который по данным прокуратуры Липецкой области мог украсть в сумме сотни миллионов рублей, исчез в неизвестном направлении.

Теперь воронежцы — жертвы обмана — пикетируют здание обладминистрации, справедливо полагая, что лицензию на свое потенциальное мошенничество Казаков получил в свое время именно в ее стенах.

Буквально на днях некоторые воронежские СМИ рассказали о магазине, который продавал товары компании Sonno Bello. Все как обычно — на остановке общественного транспорта к старикам подходила обаятельная женщина и «дарила» им купон на презентацию продукции компании — речь шла о чудо-пледах, которые якобы лечат больные суставы и стабилизируют давление. После презентации в офисе пенсионерам сообщали о грандиозной скидке — набор пледов стоил 86,5 тыс. рублей, но им его продадут «всего» за 50,5 тысяч. После профессионального вешания лапши на уши размякшие старички подмахивали какие-то бумаги.

В итоге дома оказывалось, что пледы — обычная грошовая синтетика, а в подписанном договоре значится никакая не рассрочка, а 17-процентный кредит в одном из воронежских банков. Попытка на другой день разорвать договор упиралась в грудь дамы на ресепшене.

«Ваша подпись стоит? Ваша! Вас под дулом пистолета никто ее ставить не заставлял!..»

И теперь покупатели ежемесячно платят кредит банку, отщипывающему от их небольших пенсий по нескольку тысяч рублей. Заявления от потерпевших в полицию есть, но там отвечают, дескать « нет состава преступления, это дело мирового суда».

Подали на «развод»

История с воронежскими медцентрами «Форум 3» и «Алия», из-за которых 140 воронежцев потеряли более 10 млн рублей, — тоже из этого ряда. Сейчас фирмы ликвидированы, а основатель пирамиды — гражданин Израиля — находится в СИЗО. Но шанс, что люди вернут свои деньги, мягко говоря, невелики.

Опять же пенсионерам обрывали телефоны представители этих фирм, обещали кому курс лечения, кому цикл целебных процедур. Пока в офисе шел «развод» («ваше здоровья запущено, счет оставшихся дней идет на дни!»), жертвам давали какой-то особо «целебный» чай, который явно был не простым чаем.

Под его влиянием даже сравнительно молодые люди велись на кредиты, подписывали их. А когда возвращались домой, словно бы прозревали и обнаруживали, что брали кредиты на 100–300 тысяч рублей под 30–40% годовых! Сейчас следователи ГУ МВД России по Воронежу пытаются раскрутить эту схему, но даже если кто-то из основателей пирамиды получит реальные сроки, далеко не факт, что обманутые вернут назад все свои деньги: фирма обанкрочена, на счетах — ноль.

И, наконец, многострадальный автосалон «Гаус», которому люди отдали деньги за свои будущие машины. Фирма прогорела, и теперь у них нет ни машин, ни денег, а описанного судебными приставами имущества — столов, стульев, компьютеров (на счетах нет ни копейки) — едва ли хватит даже чтобы оплатить работу самих судебных приставов. А люди о своих внесенных 300–800 тысячах (у некоторых даже свыше 4 млн рублей) за будущие автомобили, видимо, могут забыть. Судиться- то теперь, по большому счету, не с кем!

Пауки в банках

Конечно, все вышеописанное проще всего списать на традиционную тягу россиян к халяве или старческое слабоумие обманутых пенсионеров. Но впросак-то попадали не только старики, но и вполне обеспеченные, нестарые еще серьезные люди. Как это, например, было, с той же «Алией» или «Гаусом».

И в этой связи возникает ряд вопросов.

Если всем вышеупомянутым фирмам выдаются лицензии на их деятельность, то в какой мере государство, которое выдает их, отвечает за последствия этой самой «деятельности»?

Если, к примеру, рушится дом, то, вероятно, у правоохранителей возникают вопросы к фирме-застройщику, подрядной организации, прорабу, главному инженеру и далее по списку. И не просто вопросы, а уголовные дела!

А в случаях серьезного мошенничества, если они и возникают, то с большим скрипом!

Как-то моему другу по телефону человек, представившийся сотрудником банка, сообщил, что срок действия его банковской карты заканчивается через месяц (именно так и было!) и ему надо сообщить звонящему реквизиты для автоматического ее продления. Дело кончилось тем, что с карты улетело 6 тысяч рублей.

Когда друг понял, что «попал», обратился в полицию, его заявление мурыжили почти два месяца, положенного по закону ответа он так и не получил и обратился поводу бездействия полиции в прокуратуру. Там провели проверку и прислали отписку, что для возбуждения уголовного дела нет оснований, так как «не представляется возможным установить подозреваемое лицо».

Выходит, установить персональные данные жертвы (что невозможно без участия самих же банковских сотрудников) у мошенника получилось легко, а найти его — для компетентных органов оказалось задачей непосильной.

Фирменный стиль

Вообще, чем больше думаю над этими историями, тем отчетливее за спинами этих почти всегда «неустановленных» лиц ( банальных мошенников) вырастают контуры нашего государства, которое сначала «благословляет» на потенциально небезупречный вид деятельности различные фирмы, а потом максимально старается дистанцироваться от вероятных последствий.

А когда эти фирмы рано или поздно кидают клиентов, то оно, например, устами пресс-службы правительства Воронежской области заявляет по поводу того же «Капитал Инвеста»: «На данном этапе, когда работает следствие, мы не имеем права вмешиваться».

Либо общается с потерпевшими посредством людей в погонах, которые крайне неохотно и с большим скрипом возбуждают уголовные дела (с заявлениями о художествах «Алии» потерпевшие обращались в правоохранительные органы еще в 2017 году). Но и их появление ничуть не гарантирует возвращения денег потерпевшим. Миллионы эти давно крутятся, скорее всего, вдали от Родины, а описывание судебными приставами столов и стульев обанкротившихся фирм не вернет денег обманутым людям.

«Рука помощи» государства мошенникам еще усматривается и в банальной торговле персональными данными клиентов различных банков. Понятно, что это идет, скорее всего, от сотрудников низовых банковских структур, но ведь практика такая есть и повсеместно! И в то, что это случайная, а не поставленная на поток утечка, верится с трудом!

А еще — прослеживается странная взаимосвязь этих нечистых на руку фирм с различными банками, которые заочно выдают людям кредиты под громадные проценты, не наблюдая их в лицо (а может они психи, допустим, или бомжи?). Лишь только на основании подписанных договоров с фирмой, продающей эти самые услуги, перед процедурой подписания которых потенциальным клиентам наливают какие-то странные чаи…

Разве у простого обывателя после всего этого не возникнет мысли о том, что прямо или косвенно, но 99% обманщиков вольно или невольно «крышует» государство, которое благословляет разные сомнительные конторы на относительно вольготный отъем денег у населения и крайне редко гарантирует возвращение их обманутым людям.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: Ложные ценности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру