Почему промышленный альпинизм? Как вы пришли в эту сферу?
– С детства любил горы, ходил в походы и занимался в секции спортивного туризма. В 18 лет защитил выпускной проект и стал педагогом дополнительного образования. Зарплата педагога небольшая, поэтому подрабатывал там, где мог применить свои навыки: чистка крыш от снега, монтажные работы на высотных объектах и др.
В 2009 году с другом и напарником открыли собственное ООО. Среди первых клиентов — администрация центрального района Воронежа, далее банк и другие. Сначала занимались очисткой крыш от снега, постепенно стали появляться большие проекты с работами на высоте. Сегодня мы обслуживаем около 80 объектов в год.
Можно ли сказать, что в направлении работ на высоте «Альтерус» — крупная компания?
– Сложно оценить и определить саму отрасль работ на высоте. Тем более сложно понять, какую долю в ней составляют работы методом промышленного альпинизма. Наряду с крупными компаниями, которые легко посчитать и проверить, существует множество бригад из 2-3 человек. Одни работают как ИП, другие как самозанятые, третьи вообще не легализуют свою деятельность. Есть свои промышленные альпинисты в строительных, клининговых компаниях. Но они же не относятся к направлению промальпа. Поэтому как считать рынок, в чем измерять — неясно.
В России направление работ методом промышленного альпинизма абсолютно не стандартизировано. Нет однозначной трактовки нормативных документов, нет критериев безопасности высотных работ, нет четких требований к подготовке специалистов, нет контроля за наличием обязательного комплекта документов у альпиниста, бригады или компании. Практически отсутствует информация как выявлять и минимизировать воздействие рисков при работе на высоте. По нашим наблюдениям, более 70% работников используют несертифицированные СИЗ, то есть предназначенные для работ на высоте. А это прямые риски для жизни.
В ряде европейский стран за этими вещами строго следят профессиональные ассоциации. Членство в таких сообществах автоматически подразумевает, что у организации есть необходимые сертификаты для осуществления деятельности. Под эгидой ассоциации проводится обучение альпинистов, задаются единые стандарты, понятные критерии безопасности работ.
А что у нас? Ведь направление не просто существует — активно развивается…
– Действительно, промышленный альпинизм, да и в целом работы на высоте, развиваются довольно быстро. И государство пытается это регулировать: появляются новые приказы, вводятся стандарты. Но этих шагов не всегда достаточно или трактовки принимаемых документов столь широки, что позволяют приспособить их «под себя».
Несмотря на попытки власти навести порядок, увеличивается приток неквалифицированной рабочей силы. Сегодня нередки ситуации, когда клиента заверяют, что у бригады или компании есть вся необходимая документация. Но после заключения договора оказывается, что бумаг нет вовсе или исполнитель, пользуясь некомпетентностью заказчика, предоставляет неполный пакет документов. Заказчик ведь тоже не всегда разбирается в критериях безопасности высотных работ или качестве этих работ. И, нанимая недобросовестных исполнителей, он невольно усугубляет существующие проблемы.
Другой пример: кто часто занимается очисткой крыш от снега и наледи? Правильно: дворники. Понимаете, дворники работают на высоте! Даже если им выдали средства защиты и необходимую экипировку, то знаний и навыков, как ей пользоваться, как безопасно перемещаться по кровле и проводить работы у дворника нет. А кто «любит» чистить крыш школ? Учителя…
По статистике травматизма, треть всех несчастных случаев на производстве — это работа на высоте. Да, это не только промышленный альпинизм, к этой категории относятся и падения с лестницы, например. Тем не менее цифра показательна: к работе допускаются люди без знаний и необходимых навыков.
Как решается вопрос подготовки кадров? Где обучаются промышленные альпинисты, откуда берут необходимый опыт?
– Большинство промышленных альпинистов — это вчерашние работники стройки. Они прошли краткое обучение (2-3 недели) и получили заветное удостоверение. Вот так появился новый специалист. На бумаге. А что на деле? Учебные центры дают теоретическую базу и показывают некоторые элементы на полигоне. Нередко преподаватели центров никогда сами не выполняли работу на высоте, а демонстрируемые приемы уже не соответствуют актуальным правилам. Чему можно научиться при таком подходе? Вот именно, ничему. Туда и ходят не за знаниями, а за «корочкой» как за официальным документом, который можно предъявить заказчику.
Поэтому мы разработали собственную программу подготовки кадров, дальнейшей стажировки и повышения квалификации. После получения обязательной «корочки» в аккредитованных государственных центрах, сотрудник постепенно погружается в профессию, отрабатывая на практике новые знания. Далее под руководством опытных сотрудников в формате наставничества человек начинает выполнять более сложные работы. 4 раза в год проводим двух-трехдневные занятия на полигоне. Сегодня обучение одного сотрудника обходится компании порядка 100 тысяч рублей в год. Мы могли бы этого не делать, но только такой подход дает мне уверенность в качестве и безопасности работ.
Со следующего года планируем внедрить новую программу обучения, которая позволит в два раза сократить расходы и на треть — сроки обучения.
В чем особенность программы?
– По сути это симуляционный алгоритмический тренинг, который позволяет быстро сформировать необходимый навык. При таком подходе обучение выглядит так: теория разбита по модулям, после прохождения каждого блока происходит практическая отработка материала в мини-группах, где каждый контролирует каждого. Таким образом, роль преподавателя сводится к финальному контролю, а не сопровождению и ведению всего курса.
Такой метод дает возможность тщательной отработки алгоритмов действий в любых ситуациях. Если у специалиста не наработан какой-то навык, то в непредвиденной ситуации он может растеряться и не вспомнить последовательность шагов. Наш подход позволяет это проблему минимизировать.
В следующем году программа будет внедрена в компании. Дальше мы рассматриваем вариант масштабирования нашего опыта в отрасли работ на высоте в целом.
Работа промышленного альпиниста связана с высоким риском для жизни, и ключевая задача — обеспечить максимальную безопасность. Для этого требуется особый подход к организации охраны труда, системе подготовки и переаттестации кадров. Опыт компании «Альтерус» показал эффективность наших решений: порядка 60 % заказов — это повторное обращение, со многими компаниями мы работает более 6 лет.
В промышленном альпинизме слова безопасность, ответственность, профессионализм, командная работа — связаны с жизнью напрямую. Это не просто слова. И я этих принципов придерживаюсь во всем: по отношению к себе, к сотрудникам, к клиентам. Нести ответственность за свои слова и поступки — мой базовый принцип в жизни и в работе.