Осознанное потребление - религия 21 века

Осознанное потребление - религия 21 века

В последние годы во всем мире набирает обороты тренд на осознанное потребление. Эксперты считают, что это происходит в том числе из-за интересов миллениалов (рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Ценности этого поколения заметно отличаются от предыдущего: в сознании миллениалов осознанное потребление связано в том числе с социальной ответственностью, этичностью,  экологичностью, заботой об обществе и безопасностью.

По данным Ipsos – третьей крупнейшей в мире глобальной исследовательской компании –  43% россиян в возрасте от 18 до 65 лет готовы менять свои привычки для улучшения экологии, 40%  жителей страны заявляют, что предпочитают покупать товары у социально ответственных компаний, а 20% регулярно жертвуют на благотворительность.

Общественный запрос на социальную ответственность и экологичность, привел к естественному изменению глобальных бизнес-трендов. Как следствие, наиболее крупные и прогрессивные мировые корпорации создали программы устойчивого развития,  направленные на достижение баланса интересов бизнеса и общества.

Что такое ESG и как это работает

Сравнительно недавно в бизнес-стратегиях глобальных компаний во всем мире появился термин ESG, обозначающий «экология, социальная политика и корпоративное управление». ESG-стратегии касаются долгосрочного развития коммерческой деятельности, которая предполагает ответственное отношение к окружающей среде (англ., E – environment), социальную ответственность (англ., S – social) и высокое качество корпоративного управления (англ., G – governance).

Впервые ESG-принципы сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он предложил управленцам крупных мировых компаний включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.

Бизнес, который претендует на хорошую ESG-оценку, должен соответствовать стандартам развития в трех категориях: социальной, управленческой и экологической.

Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который наносится экологии.

Например, бренд обуви Timberland сотрудничает с производителем шин Omni United и делает подошвы ботинок из переработанных шин.

Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Чтобы соответствовать стандартам, бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты.

Например, американский бренд верхней одежды Patagonia не владеет фабриками, которые шьют его продукцию, поэтому не может влиять на размер зарплаты рабочих. Чтобы это исправить, в рамках программы «Честная торговля» бренд направляет часть средств от продажи продукции на фабрики, чтобы поднять зарплату сотрудников до уровня прожиточного минимума.

Управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями: прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, здоровую обстановку в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры.

В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м стала защита окружающей среды.

Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.

Рекультивация иловых карт, мобильные приложения и программы развития молодежи

Крупные российские компании уже сегодня внедряют в свою производственную деятельность ESG-принципы – разрабатывают долгосрочные программы устойчивого развития, ориентированные на ресурсосбережение, экологичность, развитие персонала и качество клиентского сервиса. 

Так, «РВК-Воронеж», уже не первый год работает над повышения качества жизни и экологического благополучия  Воронежской области.

Сергей Корышев, главный технолог «РВК-Воронеж»:

– Сейчас «РВК-Воронеж» реализует сразу три крупных проекта, направленных на улучшение экологического ландшафта региона. Совокупно расходы предприятия на эти цели составят 495 млн рублей.

Первый касается переоценки запаса подземных вод. Последние изыскания такого рода проводились в Воронеже в 70-х годах прошлого века. Уже проведено обследование действующих водозаборов и скважин, проанализированы очаги загрязнения подземных вод и определены пути сохранения источников питьевого водоснабжения. Мероприятия завершатся в этом году. «РВК- Воронеж» выделил на реализацию проекта 65 млн. рублей.

В мае компания приступила к глубинному исследованию состава сточных вод на выходе с Правобережных очистных сооружений. В течение года эксперты независимой лаборатории будут отбирать пробы для диагностики по 40 показателям – на нефтепродукты, азот, цинк, ртуть, сульфаты, хлориды и прочие загрязняющие элементы.

Эти исследования необходимы для выявления всех факторов влияния деятельности предприятия на окружающую среду и максимального снижения негативного воздействия. Расходы на претворение проекта в жизнь уже составили 5 млн. рублей.

До конца 2024 года на Правобережных очистных сооружениях появится установка доочистки. Технологией предусмотрена дополнительная фильтрация сточных вод так, чтобы на выходе стоки соответствовали параметрам качества водоемов рыбохозяйственного назначения. Сейчас «РВК-Воронеж» определяет подрядную организацию, которая займётся внедрением проекта стоимостью около 425 млн. рублей.

Недавно Воронежский водоканал приступил к подготовке проекта рекультивации иловых карт в поселке Тепличный. В ближайшее время будет определен подрядчик на экологическую сертификацию продукции, получаемой в результате обработки осадка сточных вод. Планируется, что отходы эксплуатации Правобережных очистных сооружений за почти полувековой период, будут востребованы для использования в городском хозяйстве.

Проектом предусмотрена рекультивация всех иловых карт в поселке Тепличный. Это 122 гектара полей, которые на протяжении полувека, вплоть до конца 2018 года, заполнялись избыточным илом с Правобережных очистных сооружений. Рекультивация позволит решить сразу несколько вопросов: экологический, поскольку нейтрализует все оставшиеся запахи, и инфраструктурный, так как освободит внушительный участок земли. После необходимых процедур отходам эксплуатации Правобережных очистных сооружений будет присвоен статус почвогрунта (рекультиванта). Его можно будет использовать для озеленения города и строительства дорог. В компании намерены завершить проект рекультивации до 2024 года.

Помимо экологических инициатив, в активе «РВК-Воронеж» есть и другие успешные ESG- практики. Например, для улучшения клиентского сервиса разработаны удобные онлайн-приложения.

Вера Щербинина, заместитель коммерческого директора «РВК-Воронеж»:

– Для воронежцев доступно мобильное приложение «РВК.Услуги», с помощью которого можно оплачивать услуги водоканала и передавать показания счетчиков. В мобильном помощнике сохраняется история платежей, фиксируются выполненные операции, а также отображается задолженность, которую можно погасить с телефона.

Летом этого года на официальном сайте предприятия заработал обновленный личный кабинет. В нём можно видеть свой лицевой счет, даты оплат, переданные данные счетчиков, а также получать квитанцию по электронной почте. Используя вкладку «документы», пользователь имеет возможность обмена документами – в личном кабинете сохранена опция прикрепления сканов паспорта прибора учёта со сроком поверки. Мы считаем, что в условиях эпидемиологической нестабильности организовать дистанционный доступ к услугам – одна из приоритетных задач ответственного бизнеса.

В рамках осуществления долгосрочной ESG-стратегии «РВК-Воронеж» реализует программы развития персонала. Особое внимание на предприятии уделяется молодым специалистам.

Елена Сарычева, директор по персоналу «РВК-Воронеж»:

– Отрасль ЖКХ достаточно специфическая, и для нас очень важно сохранить высокий уровень профессиональной экспертизы не только у руководящего состава, но и у рабочего персонала. На деле – это огромная работа с наставниками, кадровым резервом, молодыми специалистами. Выявить увлеченного человека, распознать в нем талант, поддержать его, предоставить возможности для развития – наши основные задачи.

Сегодня «РВК-Воронеж» как работодатель предлагает молодым людям возможности карьерного роста и личностного развития. В компании действует система наставничества, корпоративные программы подготовки внутреннего кадрового резерва, «Лидеры РВК» и «Мобильные команды», у молодежи есть возможность внедрять инновационные решения в рамках отраслевых научно-практических конференций.

А недавно наши молодые специалисты получили волонтерские книжки единого образца. Это позволит им поддерживать не только городские мероприятия, но и региональные, а также становиться участниками акций в масштабах страны.

Большое желание получить статус волонтера проявила молодёжь предприятия. Сегодня в состав Совета молодых специалистов водоканала входят более 100 человек, которым мы вручим волонтерские книжки. Важно отметить, что среди наших ребят нет тех, кто хочет получить звание добровольца формально – все они проявили себя в волонтерских мероприятиях. А самое главное, мы уверены в них и в их готовности оказать помощь.

Добровольческое движение в «РВК-Воронеж» приобретает все большие масштабы. Молодежная организация водоканала регулярно проводит благотворительные акции, участвует в восстановлении военно-исторических памятников, помогает детским домам и ветеранам, поддерживает приюты и клиники для бездомных животных. С начала года Совет молодых специалистов водоканала стал инициатором или поддержал более 20 волонтёрских мероприятий.

Идея наставничества реализуется через программу «Кадровый резерв». Это специально подобранные образовательные курсы, благодаря которым руководство компании готовит себе преемников. Также на предприятии существует система внутреннего тренерства, при которой сами сотрудники делятся друг с другом различными профессиональными навыками – от умения работать с программным обеспечением до основ бухгалтерского дела.

Кадровая политика «РВК-Воронеж» направлена на «омоложение» коллектива, создание дополнительных возможностей и программ профессионального роста для молодых специалистов. Это естественное и органичное решение, так как мы считаем, что благополучие общества в руках молодых.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру