Воронежцев готовят к повышению стоимости проезда на маршрутках

Тариф может вырасти уже в ближайшее время

Любое подорожание или рост тарифов традиционно вызывает у людей недовольство. Особенно сейчас, когда доходы россиян неуклонно падают уже который год подряд, и личная финансовая нестабильность ставит людей перед выбором, что делать: еще больше работать или еще туже «затянуть пояс»?

Тариф может вырасти уже в ближайшее время

И если от каких-то приобретений или услуг скрепя сердце еще можно отказаться, даже будучи активистом общества потребления, то есть и такие, на которых сэкономить никак не получится. О грядущем подорожании проезда в Воронеже вспомнили еще в конце прошлого года. Причем мнения разделились: губернатор Александр Гусев заявил, что пока не видит смысла повышать стоимость поездки на общественном транспорте, а мэр Вадим Кстенин уже два дня спустя это самое повышение проанонсировал. Глава города повторил мысль, которую сам же высказал в апреле 2018 года — рост цены неизбежен. Правда, в качестве временного ориентира Вадим Кстенин назвал 2020 год. После этого наступило затишье, которое на днях прервала сенсационная новость: воронежские перевозчики поставили городским властям ультиматум — 1 июля остановим транспорт, если не увеличится стоимость проезда.

Бойкот или договоримся?

Перевозчики выступили единым фронтом — обращение подписали хозяева всех 12 частных автотранспортных компаний. Свой решительный демарш предприниматели объяснили тем, что сами находятся на краю банкротства: якобы «на всех уровнях сотрудников отрасли назрело жесткое недовольство, связанное с постоянной нехваткой денежных средств». Действующий в Воронеже тариф на проезд в городском транспорте является наименьшим среди всех крупных городов России. Якобы местные перевозчики давным-давно не получают прибыли, а в летний «безлюдный» сезон так и вовсе терпят сплошные убытки. Топливо и запчасти дорожают, тариф в 17 рублей нецелесообразен, в общем — нет у них больше сил «поддерживать линию администрации по снижению финансовой нагрузки на население за свой счет». Дошли они, понимаешь, до предела, за которым пропасть и вечный мрак.

Конечно, драматическая история о бедных, но благородных владельцах автобусов призвана вышибить слезу из обывателя, но насколько горожанин готов эту слезу пустить? Согласно подсчетам коллег из «Вести Воронеж», содержание одного «ПАЗика» в среднем обходится в 115 тысяч рублей в месяц. Приносит «рабочая лошадка» при этом, опять же — в среднем, около 300 тысяч. Наверняка все не так просто, но стороннему человеку невооруженным глазом «катастрофических убытков» никак не разглядишь. Даже если учесть налоги, зарплаты персонала и прочие траты. Перевозчики, конечно, могут сослаться на невероятные расходы по содержанию транспортных средств, но кто их видел тем же невооруженным глазом? Ржавые, вонючие, некондиционируемые маршрутки ничем не напоминают транспортные средства, в которые кто-то хоть что-то когда-то вкладывал.

Городские власти сперва удивились подобному демаршу и «на автомате» ответили, что помочь ничем не могут — полномочий нет. Все мол регулирует региональное управление по тарифам, к нему и вопросы . Потом чиновники все-таки пригласили перевозчиков «на пообщаться». Когда двери открылись, разнеслась весть: бойкот отменяется, повышение стоимости будет, но произойдет не сейчас. Предприниматели поддержали новый курс, включив «заднюю передачу». Мол, пока можем и готовы работать, просто поболтать хотели. Как выразился председатель городского союза перевозчиков Дмитрий Крутских, он же депутат городской думы: «На самом деле никакой забастовки и не планировалось, планировался просто открытый диалог, чтобы понять, когда же все-таки будет повышаться стоимость проезда». Стало понятно: о чем-то все же договорились.

Судя по всему, перевозчикам пошли навстречу, опасаясь тотального демарша. Потому как уже через пару дней тот же самый Крутских заявил: стоимость проезда в маршрутках вырастет в начале августа. Предводитель автобусных магнатов высказал надежду, что новый ценник будет «весить» 25 рублей — только такой тариф, по мнению перевозчиков, сможет позволить улучшить качество услуг и обновить автопарк. Только будет ли он после обновлен — вот в чем вопрос. И каким образом будут улучшены услуги? Об этом тоже хотелось бы что-нибудь узнать.

Треугольный вопрос

В сложившейся ситуации ярко выражены три стороны «транспортного конфликта»: мэрия — она же власть, перевозчики — они же бизнес и горожане — они же заложники. Заложники ситуации, потому что им остается только ровно сидеть, следить за новостями и надеяться на «мягкое введение», пока две другие стороны договариваются, используя друг на друге свои рычаги давления. Платить все равно простому воронежцу, причем — ровно сколько скажут. Или вы прикажете больше не ездить на работу? Условному «работяге» здесь деваться некуда и сэкономить не получится.

У гордых владельцев личного транспорта тоже не выходит ехидно посмеяться над страданиями «жлобья в скотовозках» — автолюбителей уже успели «оприходовать» платными стоянками в центре. Удивительно, но с этим вопросом тоже все не так гладко — суды, разбирательства, обещания кары неплательщикам штрафов. Тем, кто собрался с духом и рискнул пересесть на маршрутки, помнится, обещали «комфортный общественный транспорт». Комфорта не прибавилось, а вот о росте тарифа вопрос поставили.

Хотя это и не новость — разговор о комфортных автобусах и высоком уровне транспортных услуг идет уже который год. Якобы обеспечить отрасль можно только при повышении тарифов, что и происходит с завидной регулярностью. Однако в реальности обновление автопарка движется черепашьими темпами, а «ПАЗики» внутри похожи на душные, пропахшие потом памятники палеолита с наскальными росписями. За рулем — неквалифицированные кадры: водители с низкой зарплатой, незнакомые с ПДД и зачастую с русским языком. За рулем они читают и отправляют СМС, активно болтают по телефону. А еще они вполне могут не пустить в маршрутку инвалида или закрыть дверь до того, как пассажир успел выйти. И носятся эти квадратные разваливающиеся гробы, обгоняя и подрезая друг друга, в погоне за пассажирской копейкой, провоцируя ДТП и пугая автомобилистов и пешеходов. Спросите любого воронежца о качестве городского транспорта, и он посмеется вопрошающему в лицо.

Сегодня транспортники имеют в руках козырь, которым могут эффективно шантажировать власть — остановим движение, парализуем город. Естественно, для власти такое развитие событий нежелательно. Потому «собеседники» договариваются. Только жаль, что без третьей стороны — без пассажиров, которые в этом споре вообще-то главные, потому что они платят. Платят и продолжают душиться в старых маршрутках, которыми управляют безумные доморощенные каскадеры. Что изменится в результате очередной тарифной реформы? Пассажиры останутся в тех же скотских условиях, власти получат очередную порцию недовольства горожан, водители маршруток вообще вряд ли заметят, что где-то что-то произошло. Довольны останутся только транспортные магнаты. Ради себя они все это и затевали.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 26 июня 2019

Заголовок в газете: С ветерком под горочку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру