В преддверии юбилея Дня Победы Воронежский государственный театр юного зрителя имени С. Я. Маршака подготовил новую постановку, вдохновленную известным произведением Михаила Шолохова «Судьба человека». Главная задача режиссёра Максима Иванова состояла в создании оригинальной интерпретации широко известной истории.
Рассказ «Судьба человека», созданный Михаилом Шолоховым, известен многим читателям и зрителям ещё и благодаря экранизации Сергея Бондарчука. Однако Максим Иванов поставил перед собой цель не повторять известные решения, а предложить совершенно новый способ восприятия этого важного произведения. Необходимо было сделать именно текст центральной фигурой спектакля, чтобы зритель услышал голос автора, отметил режиссер. Исходя из этого, мы решили отказаться от традиционного подхода к инсценировке и выбрали чисто литературный путь.
Результатом стало создание особого формата спектакля: монолога-исповеди главного героя Андрея Соколова, сыгранного заслуженным артистом России Андреем Мирошниковым. Простота оформления сцены подчёркивает лаконичный характер постановки.
Воронежский артист проявил себя с самой лучшей стороны. Вся ответственность за развитие сюжета легла на плечи одного исполнителя, которому пришлось практически в одиночку вести двухчасовую постановку без антракта. Такое решение потребовало особой подготовки, ведь требовалось не только запомнить значительную часть оригинального текста, но и особым образом передать речь персонажа, перенесшего контузию. Работать с каждым отдельным словом, удерживать внимание зрителей, находясь неподвижно в одной точке сцены всё это требует огромной концентрации и мастерства, подтвердил Максим Иванов.
Спектакль действительно получился непривычным и необычным, что вызвало разностороннюю реакцию у первых зрителей. Кто-то назвал постановку мощным эмоциональным переживанием, кто-то посчитал её чересчур трудной для восприятия. Сам Андрей Мирошников признаётся, что процесс освоения новой формы подачи текста только начинается, и впереди большая работа по совершенствованию роли.
Несмотря на то, что основное действо построено вокруг монолога Андрея Соколова, на сцене появляются и второстепенные герои старший сын Анатолия, приёмный Ванюшка, а также звучит хор, исполняющий духовные песнопения, сочинённые Дмитрием и Андреем Котовыми. Эти мелодии помогают связывать различные части спектакля, делая переходы между эпизодами плавными и гармоничными.
Максим Иванов подчёркивает, что музыкальное оформление помогает подчеркнуть финальную стадию жизненного пути героя, усиливая драматический эффект его откровений. Сценография Александры Тикуновой сохраняет строгость и простоту, фокусируя внимание зрителей на действии.
Появление нового прочтения знаменитого рассказа Михаила Шолохова подтверждает интерес современного театра к русской классике.