О воронежском епископе, который не боялся возражать лидеру нации

Протоиерей Всеволод Чаплин ушел из жизни, но все равно остались еще священники, которые могут, так сказать, заострить тему и заставить бурлить… Нет, не Россию — интернет.​

О воронежском епископе, который не боялся возражать лидеру нации

Современные «дискуссии»

Вот отец Димитрий Смирнов высказался на предмет гражданских браков, назвав всех в данной конструкции своими именами. Потом перевел стрелки на мужиков, они, мол, выродились у нас…

Долго спорили, да и еще продолжают ругаться пикейные жилеты интернет- пространства. Одни говорят, что отец Димитрий — это голова! Другие возражают, что мол, вот отец Всеволод был — голова!..

Или, допустим, предложил Патриарх включить понятие о Боге в Конституцию (что, кстати, имеет место быть в ряде европейских основных законов стран), опять все перелаялись.

А толку-то? Церковь-то темы подбрасывает, но все как-то робко, а порой и вовсе молчит, когда надо бы возвысить глас, как было в случае с пенсионной реформой.

А ведь есть в истории России церковные деятели, которые не только не стеснялись идти супротив воли большинства, но и самому царю возражали, и не уступали, хоть голова уже и на плахе была практически.

Одним из таких был святитель Митрофан Воронежский.

Имя — это не просто слово

У меня деда звали Митрофаном, но интереса это у меня не вызывало. Ну, Митрофан и Митрофан… Потом дочка родилась в день памяти святителя.

Был бы в ту пору ревностным православным, точно назвал бы Митрофанией. А она бы потом всю жизнь или злилась за то, или — наоборот. Митрофан — с греческого значит «матерью явленный». Красиво…

Правда, в свое время Фонвизин со своим Митрофанушкой впечатление подпортил. Но зато святитель Митрофан придал этому имени надлежащую славу, потому оно и стало в свое время популярным в наших краях.

Кстати, наверное, при желании имя святителя Митрофана Воронежского можно трактовать и как «явленный матерью-церковью». И ведь так оно и есть.

Не бывает случайных имен, тем более монашеских.

Воспитан в благочестии

Митрофан Воронежский родился в 1623 году в селе Антилохово (ныне это Ивановская область).

Не спешите улыбаться по поводу названия села — к нынешнему понятию «лох» оно отношения не имеет. Название село получило от имени Амфилохия Иконийского — одного из Отцов Церкви.

Родители Митрофана Воронежского принадлежали к духовному званию, по словам самого святителя, «я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Был женат, имел сына.

В сорок лето вдовел. В 1663 году был пострижен в монашество. Митрофан был известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 году по просьбе братии Яхромского Космина монастыря был поставлен игуменом этой обители.

Назначение на окраину

В1682 года назначен епископом Воронежским, был первым архиереем на вновь учрежденной кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии, однако тамошние архиереи не посещали Воронеж и его окрестности, находившиеся на глубокой периферии их обширной епархии.

Многие местные жители не испытывали уважения к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико влияние старообрядчества, представители которого бежали на тогдашнюю окраину России от гонений.

На территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало ее масштабам и постоянно увеличивавшемуся количеству населения.

Монастырская жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-миряне. По словам владыки Митрофана, «у нас место украинское и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле» (украинское в данном случае означало окраинное).

Строгий, но справедливый

Владыка Митрофан навел порядок. Были окончательно определены и расширены границы епархии.

Вместо ветхого Благовещенского собора в Воронеже был построен новый, каменный пятиглавый, освященный в 1692 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и ставший в то время самым большим зданием города.

Число храмов в епархии увеличилось до 239. Были основаны два новых монастыря, один скит преобразован в монастырь. Обители епархии были подчинены архиерейскому надзору, в них была налажена финансовая дисциплина.

Был строгим, но справедливым архипастырем. Активно боролся с влиянием старообрядчества, много проповедовал, открывал в селах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из Малороссии. Много занимался благотворительностью

Владыка Митрофан и Петр I

Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696.

В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, как правящий архиерей, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания.

Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой).

В то же время активная политика переноса в Россию обычаев и порядков стран Запада (вестернизация) встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах.

В житии святителя описан его конфликт с Петром I во время одного из приездов царя в Воронеж:

«Государь пожелал видеть у себя святого Митрофана и велел ему явиться во дворец. Святитель тотчас же отправился к царю пешком. Но, войдя во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленных в качестве украшения по царскому приказанию.

Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Об этом доложили императору, который, не зная, почему святой Митрофан возвратился обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием явиться.

Но святитель ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец».

Разгневанный такими словами Петр приказал передать святому: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни».

На эту угрозу епископ Митрофан отвечал: «В жизни моей государь властен, но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Перед вечером Петр слышит благовест в соборе в большой колокол и спрашивает: разве завтра праздник? Ему отвечают, что никакого праздника нет.

Тогда он посылает спросить о причине звона к самому святителю Митрофану и получает следующий ответ: «Понеже мне от его величества сказана смерть, того ради он, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением, и для сего-то назначил он быть всенощному бдению».

Получив такой ответ от старца-епископа, Петр, не мог удержаться, чтобы не рассмеяться: тотчас же он послал сказать святителю, что он его во всем прощает, и что для того перестал бы тревожить народ необыкновенным звоном.

Царь не любил жертвовать ни для кого и ни для чего ничем из вновь вводимого им, из уважения же к добродетелям старца-святителя уступил ему и приказал принять статуи, соблазнявшие его целомудренный взор, и святитель, узнавши об этом на другой день «заподлинно», пришел благодарить государя за снятие статуй.

Какой был между ними разговор, неизвестно, только верно, что великий государь не отменил к нему ни любви, ни уважения своего, и в каждый приезд свой в Воронеж заезжал наперед к нему.

А владыка Митрофан в последующем не изменил свое негативное отношение к европейским обычаям и включил в свое духовное завещание резкое предостережение патриарха Иоакима против сближения с иноземцами.

Несмотря на это, он до самой смерти пользовался расположением царя, с которым в последний раз встречался в 1702.

На похоронах царь Петр лично нес гроб святителя, может быть единственного пастыря Церкви, который покорил Великого царя великой любовью.

***

В 2003 году в Воронеже был установлен памятник святителю Митрофану. В городе работает православная гимназия имени святителя Митрофана Воронежского.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 3 марта 2020

Заголовок в газете: Владыка из Антилохово

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру