Есенин: в Воронеже и Петербурге

Воронежская выставка вошла в программу Международного культурного форума

20.11.2019 в 14:07, просмотров: 502
Есенин: в Воронеже и Петербурге

И если в первые годы число его участников и посетителей измерялось сотнями, то теперь форум собрал более 35 тысяч человек из 96 государств. На этой масштабной площадке прошли обсуждения ключевых культурно-социальных вопросов, она объединила видных деятелей искусства, представителей профильных органов власти. Как отметила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец: «Петербург становится культурной столицей мира».

Воронежская область не осталась в стороне — организаторы форума доверили региону подготовить и провести одно из мероприятий основной программы. При поддержке областного правительства и Российской Академии художеств (РАХ) в гостинице «Англетер» напротив Исаакиевского собора состоялось торжественное открытие выставочного проекта «Сергей Есенин».

Бесконечная легенда

Хоть великий поэт и не бывал в столице Черноземья, его имя крепко связано с Воронежем. Сергей Есенин поддерживал связь с воронежскими литераторами и на протяжении всей своей творческой жизни считал себя продолжателем дела Алексея Кольцова. Певца Воронежской земли он называл своим «старшим братом», творческим наставником и даже сперва пытался ему подражать. В 1918 году поэт посетил открытие памятника А.В. Кольцову в Москве. Сохранившиеся кадры кино­хроники этого события — редчайшая возможность увидеть Сергея Есенина живым.

А жизнь его оборвалась в 1925 году именно в гостинице «Англетер». Смерть Сергея Есенина до сих пор является предметом споров: было ли это самоубийство или неугодного поэта «устранили» — у него были сложные отношения с советской властью. Дело окутано ореолом мифов и загадок, официальная версия полна существенных нестыковок. Одно несомненно: в «Англетере» умер любимец России. Но, как заметил на открытии выставки один из ее участников, преподаватель Воронежского художественного училища Константин Финаков, это была лишь земная точка. Неслучайно воронежская экспозиция получила название «Есенин. Бесконечная легенда».

Вице-президент РАХ, народный художник РФ Анатолий Любавин:

— Сама тема Сергея Есенина связывает всех нас в одно целое, а Россию — в единое пространство. Это имя знает каждый. Очень приятно, что воронежские художники отозвались. Низкий поклон городу Воронежу и всем, кто пришел на открытие выставки, за такое хорошее начинание.

Творческое горение

На стенах зала гостиницы расположились ровно 50 художественных работ. Основу экспозиции составили произведения, хранящиеся в воронежском Народном музее Сергея Есенина. Они были созданы в ходе пленэров, которые проходили на малой родине поэта — в селе Константиново Рязанской области. Там же прошла первая большая итоговая выставка.

Директор Воронежского художественного училища, член-корреспондент РАХ, Сергей Гулевский:

— Мы с нашими воронежскими художниками провели три пленэра. В них принимали участие коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Тамбова — география регионов очень обширна. По крупицам создалась коллекция, посвященная жизни и творчеству поэта.

Кроме живописи и графики на выставке в «Англетере» представили несколько скульптур. Одна из них создана народным художником России Анатолием Бичуковым — автором памятника Сергею Есенину в Воронеже.

Художники, в свое время по достоинству оценившие энергетику есенинских мест, поделились впечатлениями с гостями мероприятия. По словам Константина Финакова, пленэры в Константиново — интересный и необычный опыт, работа там проходит вдохновенно и плодотворно. Стоит отметить, что сам художник даже в ходе поездки в Санкт-Петербург успел в свободные часы написать несколько этюдов городских улиц и достопримечательностей.

Палитра лирики Есенина

Впечатление от презентации не стало бы настолько объемным и полным без музыкально-литературной программы, которая сопровождала официальную часть открытия. Ее представила «сборная команда» артистов Воронежской филармонии, театра оперы и балета и драмтеатра. Баритону Алексея Тюхина и сопрано Елены Старковой аккомпанировали фортепиано Михаила Князева и балалайка Владимира Головина. Еще одну роль в зарисовке исполнил и сам автор программы — актер Юрий Смышников. По его собственному признанию, поэзией Есенина он заболел еще в детстве. Имея готовую программу из стихов поэта 1924–1925 годов, он с готовностью откликнулся на предложение выступить на Международном культурном форуме:

— Мы с коллегами объединились в одну команду. Поскольку стихи Есенина сами по себе очень музыкальны, в программе участвуют певцы и музыканты. Лично мне эта совместная работа показалась очень интересной.

Зарисовка, ставшая частью выставочного проекта, получила название «Палитра лирики Есенина». Она раскрывает часть богатства красок, которые переполняют творчество поэта. В своих стихах он рассказывал о человеке в огромном и пестром мире, тесно переплетая краски с образами, органически сливая музыкальность с цветом и внутренним миром. Через палитру Есенин постигал сложность бытия, человеческие судьбы и собственную душу. Объять необъятное невозможно, поэтому артисты поведали гостям о трех основных цветах в лирике поэта: желтом, красном и синем. Желтый — цвет золотых полей, красный — любви и отваги, а синий, любимый цвет Есенина, — оттенок безграничных просторов страны, наполняющий само слово «Россия». На красочности ассоциаций выстроилась программа, объединившая произведения Есенина, романсы и песни на его стихи.

Усилия воронежских артистов не пропали даром — публика приняла их тепло и радушно. Анатолий Любавин в финале презентации подчеркнул, что у воронежцев все получилось именно так, как нужно было сделать посвящение Есенину: искренне, естественно и трогательно.

Часть культуры народа

Экспозиция «Есенин. Бесконечная легенда» стала третьим проектом, представленным воронежскими художниками на полях международных культурных форумов в Санкт-Петербурге. Его попадание в общественный поток основной программы и доверие оргкомитета стали красноречивыми символами признания художественных заслуг региона. За те несколько дней, что выставка работала в городе на Неве, она заметно укрепила позиции столицы Черноземья на культурной карте России, напомнив о богатейшем художественном наследии Воронежской земли.

В общероссийском контексте Санкт-Петербургский форум позиционирует себя как «…центральное событие культурной жизни страны в эпоху возрождения национального самосознания». Прерогативу мыслить на таком глобальном уровне лучше оставить государственным элитам, а нам остается лишь резюмировать: выставка в рамках форума уже стала одним из главных культурных событий в Воронеже по итогам 2019 года. Через талант художников и лирику великого Сергея Есенина она наладила очередной «мостик» и стала частью современной общероссийской культуры.