Воронежский оперный театр реконструируют за 3,07 млрд

Строение должно сохранить исторический облик, при этом решительно изменившись

Запланированная на конец августа реставрация фасада «оперного» была отменена. Власти сперва сдвинули дату проведения соответствующего аукциона ценой более 22 миллионов рублей, а затем и вовсе отозвали торги. Подрядчик не успевал к положенному сроку, а ремонт фасада впопыхах действительно мог бы принести больше проблем, чем пользы. Но все равно, вопрос «почему так?» засел в голове у многих.

Строение должно сохранить исторический облик, при этом решительно изменившись
Благоустройство территории вокруг оперного театра. Соцсети.

Оказалось, что властями было принято решение не размениваться на мелочи, а подготовиться к реконструкции всего строения. Зачем сейчас выкидывать немалые деньги на новую плитку и окна, если все вопросы можно решить разом во время полномасштабного капремонта? Параллельно выручат и работников театра, жалующихся на нехватку места.

И вот, 13 августа пресс-служба правительства Воронежской области объявила: власти и экспертное сообщество одобрили проект реконструкции по концепции столичного архитектора Сергея Куцевалова. Строение должно сохранить исторический облик, при этом решительно изменившись.

Видение прекрасного будущего

Куцевалов известен в Воронеже как специалист по созданию театральных пространств и один из авторов здания Камерного театра. Созданный им проект нового «оперного» внушает уважение своим размахом: площадь театра, по задумке, должна увеличиться в три раза — сразу до 17–19 тысяч квадратных метров. Добиться таких цифр помогут несколько архитектурных решений: дополнение здания цоколем и одним этажом наверху, а также — возведение производственного корпуса, предназначенного для репетиций и хранения крупных декораций. Число зрительских мест вырастет до тысячи. Обойдется это недешево: по предварительным подсчетам, суммарная стоимость всех работ превысит три миллиарда рублей.

Как бы то ни было, концепция пока не финализирована. На ее окончательную доработку попросили месяц, эксперты хотят «отшлифовать» все мелочи. Аукцион на разработку проектно-сметной документации по объекту предполагается объявить осенью, а к проектированию приступить в 2020 году.

Предложенный проект поддержали члены экспертного сообщества — видные деятели искусства и культуры Михаил Бычков и Бронислав Табачников. Имевшие совсем иной взгляд на будущее театра во времена печально известного заседания Общественного совета при областном департаменте культуры, они, тем не менее, с готовностью высказались за реконструкцию. Худрук «Камерного» и «Платоновфеста» Бычков даже подчеркнул, что горожане «…должны видеть не просто памятник, а функциональный объект, где постановки дарят зрителю эмоции. А это невозможно без масштабной реконструкции». Значит ли это, что его собственные премьеры на сцене театра оперы и балета были продуктом, не способным вызвать эмоций?

Рытье окопов

Даже после официальных заявлений все равно остаются некоторые вопросы. В начале июля стартовали работы по «благоустройству» сквера у памятника Пушкину и территории возле фасада театра. Проект с самого начала вызывал удивление — нельзя сказать, что участок находился в настолько плачевном состоянии, чтобы стать приоритетным. По результатам опроса на сайте сервиса «Активный электронный гражданин», где выбирали объекты для первоочередного благоустройства, вариант со сквером набрал меньше всего голосов. Выбор, о котором отчиталась городская администрация, стал неожиданностью. Логика действий тоже прослеживалась смутная — если уж в скором времени предстоит реконструкция самого здания, может быть, стоило повременить с облагораживанием прилегающих клумб?

Тем не менее подрядчик взялся за дело по расписанию. Участок огородили, принесли извинения за неудобства, пригнали тяжелую технику и начали рыть. К недоумению горожан — чересчур глубоко и активно для обещанных «благоустройства, озеленения и установки малых архитектурных форм». Когда в сети всплыли фотографии разгромленных пейзажей огороженной территории, появилась масса предположений и домыслов, которые могли бы объяснить происходящее. Кто-то высказал предположение, что перед театром тянут коммуникации к будущему многоэтажному дому, строящемуся на площади Ленина, 6. Подтверждать или опровергать эту догадку не беремся, но если все так, то не повлияет ли наличие уже укомплектованных коммуникаций на ход будущих работ?

Счастье несчастного театра

К большому сожалению, один из главных оплотов академического искусства в регионе в последнее время привлекает больше внимания своими внутренними разбирательствами и строительно-финансовыми дрязгами, нежели плодами творчества. Внутри учреждения царит атмосфера всеобщего недоверия. Почти все расхваленные премьеры забыты, часть постановок выкинута из репертуара после освоения средств. Контракты приглашенных режиссеров вызывают оторопь у пользователей портала госзакупок и вполне способны заинтересовать компетентные органы. Могло ли быть иначе, если руководила процессом приснопамятная Эмилия Сухачева?

«Золотое место» театра в самом центре города издавна не давало покоя заинтересованным гражданам. Культура и искусство — дело второе и третье, когда разговор заходит о деньгах, а разрушение и строительство — выгодные предприятия, если речь идет о суммах, исчисляемых миллиардами рублей. В любом случае, после многих лет скандалов в судьбе здания воронежского «оперного» замаячила какая-то определенность. Вряд ли нынешнее заявление поставит точку в дискуссиях, но это определенно — значимая веха в деле сохранения областного культурного наследия.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру