Что происходит с памятниками культурного наследия в Воронежской области

В Павловске уничтожили старинное здание «Дом с магазинами»

На днях пресс-служба областной прокуратуры огорошила новостью: в Павловске уничтожили старинное здание на проспекте Революции, 13 — знаменитый «Дом с магазинами». Несмотря на то, что памятник регионального значения включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, от него мало что осталось. По факту — только части разбитых стен.

В Павловске уничтожили старинное здание «Дом с магазинами»
Объект культурного наследия «Дом с магазинами».

Кто посмел уничтожить историческое здание? Это сделали не вандалы и не циничные застройщики, покушающиеся на землю. Памятник разворотил местный частник, получивший право собственности на объект. В декабре прошлого года региональное управление по охране объектов культурного наследия дало ему задание разработать проектную документацию и провести реконструкцию «Дома с магазинами». С подрядчиком чиновники явно не угадали.

Время искать виновных

Практика передачи объектов культурного наследия в частные руки якобы для сохранения и реставрации не нова. В последние годы она широко распространена в регионах Черноземья. Причем власть не смущает горький опыт: зачастую новый собственник занимается чем угодно, только не реконструкцией. Один из самых печальных примеров — историческое здание в Орле на улице Гостиной. Строение XIX века около десятилетия находилось в частной собственности, но его за это время даже не законсервировали. В итоге дом снесли летом 2016 года (по документам — разобрали), а теперь строят заново по чертежам архитектора оригинала.

В Павловске новый хозяин «Дома с магазинами» к делу приступил куда энергичнее. Будучи осведомлен о необходимости проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями действующего законодательства, он, тем не менее, начисто раскурочил строение.

На этот беспредел обратил внимание руководитель управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области Владимир Перцев, обратившийся в прокуратуру. Последовавшая проверка выявила неутешительные результаты: в «Доме с магазинами» разрушена двускатная чердачная крыша, отсутствуют дверные и оконные заполнения второго этажа, произведена закладка оконных проемов первого этажа; разрушены наружные и внутренние стены, балочные перекрытия объекта, коробовый свод подвала.

Материалы прокурорской проверки отправились в следственные органы. Там не стали церемониться: 25 июля отделом МВД России по Павловскому району было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 243 УК РФ. Ход расследования дела взял на личный контроль районный прокурор. Минимальное наказание по статье — крупный штраф, а максимальное — три года заключения. К сожалению, никакие «воспитательные меры» не смогут вернуть историческую ценность, навсегда потерянную по вине нерадивого частника. Будущее «Дома с магазинами» теперь неясно.

Время ломать и спасать

Ровно в тот же день, 25 июля, появилась и другая новость, полностью противоположная по своей сути: Новостроящееся (Новомитрофановское) кладбище в центре столицы Черноземья наконец включено в перечень объектов культурного наследия Воронежской области. Расположенное за цирком, оно известно горожанам как кладбище в «Парке живых и мертвых», который позже стал парком имени Дурова. Новый статус гарантирует объекту защиту от сноса и застройки. На участке будет запрещена хозяйственная деятельность и любые потенциально опасные работы. Тем не менее подобный статус не препятствует развитию территории без нарушения целостности культурного слоя, но только — после соответствующего согласования властей.

Новость, безусловно, замечательная не только для историков и краеведов, но и для любого воронежца, неравнодушного к наследию своей родной земли. Смущает только один момент: не слишком ли поздно «пить боржоми»? От большого старинного кладбища, ставшего за время своего существования последним пристанищем для десятков тысяч человек, в наши дни остался крошечный клочок. Уничтожение началось не вчера и не в «проклятые 90-е», а еще в славные советские времена, когда кладбище превратилось в гульбище.

Историк и краевед Александр Акиньшин пишет в своей книге «Храмы Воронежа»: «…В начале прошлого века местность за современной улицей 20-летия Октября (тогда она именовалась Большой Чижовской), входившая в состав Чижовской волости Воронежского уезда, была еще незаселенной. В 1828 году территорию напротив Острогожской улицы (ныне Пушкинская) отвели под Чижовское кладбище (Предтеченское уже заполнилось). Но оно находилось слишком далеко от селения и вскоре было покинуто местными жителями. О нем вспомнили воронежцы в 1831 году, когда на город обрушилась холера». Так начало свою историю кладбище, впоследствии официально названное Новомитрофановским, а среди народа прозванное Новостроящимся вслед за Всесвятской церковью. В ноябре 1842 года на нем был похоронен поэт Алексей Кольцов, чуть позже рядом с ним — его сестра и родители. В 1861 году буквально напротив погребли поэта Ивана Никитина. В 1930 году рядом появилась могила писательницы Елизаветы Милициной. Сегодня этот маленький участок кладбища размером 16 на 19 метров известен как «Литературный некрополь».

Литературный некрополь у цирка.
Всесвятская церковь и Новомитрофановское кладбище. Открытка начала 20 века.

Воронежский горсовет закрыл кладбищенскую церковь в 1932 году, а само кладбище — в 34-м. Рабочие вывезли с погоста основную массу надгробий, не тронув только покой литераторов — надгробные плиты использовали для нужд города. Вскоре на этом месте появился образцовый советский парк культуры и отдыха, прозванный впоследствии «Парком живых и мертвых» (ЖиМ). Газеты того времени вдохновенно писали о летнем кинотеатре, эстраде, аттракционах, кафе и танцплощадке, которые ждали горожан в новом парке. Прямо на костях похороненных.

В августе 1964 года было решено возвести в парке культуры новый развлекательный объект — воронежский цирк. Начали, разумеется, с окончательного разрушения Всесвятской церкви. Здание цирка намеренно отодвинули на 100 метров вглубь участка ради запланированной транспортной развязки и достроили к осени 1972 года. До сих пор не забыты городские легенды, как в те «чудесные дни» тракторами вскрывали могилы и склепы, ковшами выгребали скелеты вперемешку с трухой. Пионерия и работяги играли черепами в футбол, а особо ушлые граждане искали в останках усопших золотые зубы и украшения.

В то же время советская власть предприняла последнюю попытку уничтожить «Литературный некрополь», а прах похороненных переместить в дом-музей Никитина. Тогда общественности удалось отстоять мемориал — могилы благоустроили и обнесли гранитной стеной. Он и по сей день на своем месте — в сотне метров от цирка.

В 1996 году снесли танцплощадку — на ее месте построили храм Великомученика Димитрия Солунского. Кладбище при этом не «реабилитировали». Уже в 21 веке территория вновь стала интересна застройщикам: несмотря на протесты воронежцев, рядом с цирком построили торговый центр «Европа». В итоге, в финале почти двухвековой истории, от Новостроящегося кладбища не осталось почти ничего. Именно это «почти» и вызвались защитить власти. Хоть некоторые краеведы и озвучивают мысль, что археологического наследия там уже не сохранилось.

Время терять и плакать

Подобных или похожих случаев — неизмеримое множество. Очень часто люди вспоминают о культурной ценности того или иного объекта слишком поздно для того, чтобы сохранить его в первоначальном виде. Крепкие «задним умом», мы почему-то забываем, что процесс уничтожения был запущен давным-давно цепочкой неправильных решений, погоней за наживой либо же бездействием.

Старинные памятники ветшают, страдают от катаклизмов и естественных причин. Их место спешат занять более современные и коммерчески привлекательные объекты. В отдельных случаях новоделы маскируют «под старину» или портят старые здания неумелой «реставрацией». Защитники материальных культурных ценностей не всегда могут противостоять тому же строительному бизнесу, уничтожающему архитектурное наследие на коммерческой основе. Активистам остается уповать на поддержку со стороны власти.

Время от времени они эту поддержку находят. Но государственная машина тяжеловесна и бюрократизирована, а бизнес наоборот — хищен и быстр, он пользуется каждой возможностью и лазейкой в законодательстве. Да и внимание власти иногда проявляется необычно, как случилось, например, с дворцом Ольденбургских в Рамони. Объект культурного наследия регионального значения перешел в областную собственность в 2010 году, и за дело взялась супружеская пара Гордеевых. С той поры дворцовый комплекс успел стать имиджевым проектом — пожирает деньги сотнями миллионов и не торопится получить статус «окончательно» отреставрированного. То крышу за большие бюджетные деньги сделают неправильно и приходится переделывать, то задумают еще один объект на территории воссоздать. Из последнего — к концу 2019 года там должны достроить Дом с ризалитами. Стоящее на его месте здание для этого снесут.

Сохранение культурного и архитектурного наследия — непростой и многогранный вопрос. Благие начинания и здравый смысл постоянно сталкиваются с коммерческими интересами. Никакое наследие в наше время не получится сохранить при самом пристальном внимании к культурным объектам, если в обществе не будет осознания важности этого процесса. Иначе всегда будет слишком поздно что-то спасать.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру