Кроме того, запланированы новые форумы — Международный фестиваль одной пьесы «Взгляд», фестиваль театров кукол «Формат Вольховского», фестиваль театральных мастер-классов «Театр надежды», режиссерская лаборатория «Таланты и поклонники».
В целом Год театра, по заявлению руководителя департамента Эмилии Сухачевой, готовит около 80 ярких мероприятий областного, всероссийского и международного уровней, в том числе — невиданных ранее. Воронежцев и гостей города ожидают совершенно новые форумы с новыми звездами и новыми направлениями в искусстве.
С одной стороны, культурная жизнь города бьет ключом, и это хорошо. Это событие, праздник. Но главное, чтобы форумы искусств не стали снова темой для скандалов, которые разделяют культурную общественность на два лагеря. Одни воронежцы с восторгом принимают новаторские формы на грани фола, других от постмодерна коробит. И в итоге порой фестивали создают больше шума, чем собирают публики.
Например, немало вопросов вызвал спектакль «100% Воронеж», который был представлен на последнем «Платоновфесте» и подвергся критике многих экспертов, а также губернатора Александра Гусева. «100% Воронеж», по сути, является необычным экспериментом и весьма далек от театрального искусства.
К слову, скандал вокруг последнего Платоновского фестиваля едва не поставил точку в его дальнейшем существовании. Напомним, худрук Михаил Бычков вступил в открытое противостояние с департаментом культуры. По мнению Бычкова, «учредитель грубо вмешивается и мешает дирекции делать свою работу».
— Мы готовили фестиваль в условиях сильнейшего давления и при попытках всевозможного вмешательства в его подготовку, включая программирование. Это казалось бы, ушедшее в прошлое и запрещённое сегодня законом желание чиновников вмешиваться в содержание, в творческие вопросы, оно, оказывается, живо, оно свербит, — заявил на пресс-конференции по итогам фестиваля Михаил Бычков.
В свою очередь, осенью на встрече с журналистами губернатор Александр Гусев заявил, что «у фестиваля отчетливый крен в сторону постмодернистского искусства, а нужен более широкий охват, должны присутствовать все направления. Необходимо больше безусловного, чем условного. Фестиваль должен и будет проводиться для большего числа зрителей и слушателей, а не только для узкого круга ценителей современного искусства. Приглашать малоизвестные зарубежные коллективы — не задача Платоновского фестиваля. У зрителей тоже есть свои запросы. Мишурой и чепухой их не удивишь и не привлечешь, восторга не вызовешь».
К сегодняшнему моменту конфликт поутих, и глава региона призвал Михаила Бычкова и Эмилию Сухачеву наладить нормальные деловые отношения, иначе «последствия для обоих будут самые негативные». Александр Гусев также добавил, что программа «Платоновфеста» 2019 года сформирована. «Он (Михаил Бычков. — Ред.) сформировал ее самостоятельно, доложил о ней, мне она показалась сбалансированной», — сказал Александр Гусев.
Что ж, ждем и надеемся, что на этот раз «чепухи и мишуры» удастся избежать — не только в отношении «Платоновфеста», но и других заявленных форумов. В противном случае будет обидно, что немалые средства, запланированные на проведение Года театра, по сути, пойдут на предоставление возможности людям искусства и культуры покрасоваться друг перед другом.
И еще нужно отдавать себе отчет в том, что фестивалями культурная жизнь города не ограничивается. В погоне за помпой мы забываем о действительно вечных ценностях. Год театра пройдет, форумы отгремят, артисты уедут, а воронежцы останутся с дряхлыми и умирающими зданиями театров. Речь идет о некоторых площадках, призванных принимать мероприятия Года театра. Театр кукол, где запланировано проведение «Формата Вольховского», до сих пор ожидает модернизацию материально-технической базы и оснащение современным театральным оборудованием. В театре планируется отремонтировать внутренние помещения и заменить кровлю. На это якобы планируется выделение 57 млн рублей. Однако случиться это должно не сегодня и не завтра, и даже не через год. Так что принимать международные фестивали на высоком кукольном уровне Воронежу придется не скоро.
Еще хуже дело обстоит с театром оперы и балета. Здание 1961 года постройки капитально не ремонтировалось ни разу. Только приблизительная стоимость одной проектной документации должна будет составить около 30 млн рублей. Общая же цена ремонта возросла с обещанных тогдашним губернатором Алексеем Гордеевым полутора до двух миллиардов рублей. Причем ни один из видов работ еще не начинался и, по мнению представителей областных властей, не начнется до 2021 года.