Под Воронежем пенсионер мастерит картины из дерева

Леонид Казаков творит свои шедевры по уникальной технологии

В доме у пенсионеров Казаковых из села Пески Поворинского района нечто вроде музея, хотя сами Леонид Павлович и Валентина Петровна так не считают. «Просто мы так украшаем свой очаг», — говорят они в один голос. Ничего себе «украшаем»! Да любой гость, переступающий порог этого дома, словно попадает в музей и долго не перестает удивляться увиденному здесь. Корреспонденты «МК в Воронеже» начали свой визит к чете Казаковых именно с таких эмоций.

Леонид Казаков творит свои шедевры по уникальной технологии

Распил, не выходя из дома

Интересно и необычно здесь не то, что в комнатах полным-полно всяких видов вышивок и макраме, которыми занимается хозяйка. И даже не расшитые ее умелыми руками кухонные салфетки. И даже не панно, висящие в прихожей и в комнатах. И не заводские табуретки, отделанные спилами стволов разных деревьев, и не столик, сделанный таким же способом. Нечто подобное в том или ином виде можно увидеть в домах многих «рукастых» хозяев.

Главная изюминка этого дома в другом! В той самой необычной технике, в которой хозяин, 83-летний Леонид Павлович, делает свои картины. Работы изготовлены по двум технологиям. Первая — распил на шайбы шириной 3–5 мм веток или тонких стволов деревьев и компоновка из этих кружков забавных панно.

А второй способ — вообще едва ли не казаковское ноу-хау. Он расщепляет при помощи остро отточенного ножа те же ветки и тонкие стволы на крохотные прямоугольники, размером примерно сопоставимые с теми, которые вылетают из-под лезвия ножа, если им точить обычный карандаш.

Прямоугольники размером 10 на 3–5 миллиметров и толщиной в 2–3 миллиметра и составляют будущую картину. Из них, точно из детских пазлов, Леонид Павлович неделями собирает свои работы, подгоняет щепочки по заранее приготовленному рисунку и сажает их на клей. В такой технике и рождаются все его пейзажи.

— Почти всю свою жизнь я провел возле леса, — рассказывает хозяин. — Родом мы из белорусского Полесья, после войны жили в Калужской области, где мой отец Павел был настоятелем одного из сельских храмов. Он очень многое умел мастерить своими руками — после службы снимал рясу и шел в деревенскую кузницу делать подковы, за что его уважали односельчане. Но с деревом отец не работал, и тут я до всего доходил своей головой.

От нашего ствола — вашему столу

Леонид Павлович — инженер-химик по образованию. Долгие годы они с женой прожили в городе Александрове Владимирской области, где лесов было куда больше, чем на родине его супруги Валентины Петровны в Песках, что находятся возле Поворино. Сюда они переехали несколько лет тому назад. Примерно в начале 90-х Леонид Казаков начал осваивать то ремесло, которым он занимается сегодня, причем знания черпал не из книг или справочников, а доходил до всего сам.

Когда переезжали из Александрова в Пески, на стене проданной квартиры остался деревянный олень — одна из самых первых работ мастера, хотя их большая часть, конечно, родилась уже на новом месте жительства Казаковых.

В мастерской Леонида Петровича — запасы веток и стволов на пять-семь будущих картин. Осенью он обычно берет велосипед и идет в лес, где собирает их, привязывает к багажнику и везет все это домой. Так он обеспечивает себя любимой работой на долгие зимы.

— Мое самое любимое дерево — береза, — говорит он, — только в этих степных местах ее практически нет. Неплохо идут липа, ольха, акация, вяз. Дуб тоже пригоден, но он тяжел для обработки и к тому же часто трескается. Когда только начинал работать по этой технологии, старался подбирать деревья со светлой древесиной, чтобы потом не осветлять искусственно те места картины, где, например, должен быть снег. Потому что любой лак обязательно придает дереву желтизну. Но со временем я перестал обращать внимание на цвет древесины — все равно чаще всего я крашу эти крохотные кусочки, из которых потом составляю картины. «Холстом» для них обычно служат либо куски фанеры, либо оргалит — древесноволокнистые плиты. К ним очень удобно приклеивать пластинки древесины, из которых и получаются мои картины.

Резец подкрался незаметно

В среднем на одну картину у Леонида Казакова уходит порядка 5–10 тысяч крохотных кусочков дерева. Чтобы приклеить их, мастеру требуется 200 граммов клея. По капле на каждый, чтобы потом, бережно взяв его пинцетом, положить на «холст» и чуть прижать его. Для того, чтобы изготовить одну такую работу, в среднем уходит полтора зимних месяца.

Зимних потому, что весной-летом большую часть времени у Казаковых забирают их небольшие сад с огородом.

— Многие мои знакомые интересуются этой техникой, — говорит Леонид Павлович, — вертят в руках работы и не сразу понимают, как именно они сделаны. Пока я делаю в основном простые пейзажи, иногда с храмами на заднем плане, но больше всего меня интересует осенняя природа, облетевшие деревья, последние птицы на них. Конечно, мне было бы интересно «нарисовать» таким способом портрет человека, а еще лучше — икону. Но это дело серьезное. Для лица, например, потребуется делать кусочки щепок в 2–3 раза меньше обычных по размеру. Изображение святого должно быть строго каноническим, а получится ли оно в моей технике, сказать сложно. Опять же, глаза и руки уже не те стали — времени на работы теперь уходит больше, чем раньше.

…В небольшой комнатке оборудовано рабочее место хозяина — вокруг ветки, стволы деревьев, заготовки, баночки с клеем, резцы. Если какая-то часть картины не нравится автору, то ими можно аккуратно отделить несколько рядов щепок и приклеить их как-то по-иному. Так иногда и происходит.

С супругой Валентиной Петровной Леонид Павлович прожил 54 года, нажил двух детей, трех внуков и двух правнуков, но передавать свое необычное ремесло сегодня некому — молодежи оно неинтересно. Жена — главный критик работ своего мужа, иногда ему что-то приходится переделывать, если ей очередная работа на сердце не ляжет.

— Я сама не умею делать это, но все огрехи его работ вижу сразу, — рассказала Валентина Петровна, — приходится мужу исправлять. Он же всегда стучит по дереву, потому, может, мы с ним так долго и прожили…

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 21 ноября 2018

Заголовок в газете: Кора его зрелости

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру