Воронежская мастерица создала уникальную коллекцию кукол

Дом Дины Бычковой сегодня напоминает театральное закулисье

Дине Бычковой из Острогожска 74 года, и отчего-то ее семья за последние годы стала заметно увеличиваться. И дело тут совсем не во внуках, появляющихся на свет. У Дины Михайловны и ее супруга Алексея Тимофеевича, с которым они прожили вместе 53 года, трое детей и шестеро внуков. Но с тех пор, как хозяйка, всю жизнь проработавшая телефонисткой на местной междугородной телефонной станции, ушла на пенсию, ее семейство стало быстро разрастаться…

Дом Дины Бычковой сегодня напоминает театральное закулисье

Шитье-бытье

«С этой работы люди уходят на отдых в пятьдесят лет, и, когда я вышла на пенсию, то несколько дней просто не знала — куда себя деть, и только потом, когда пришла в себя, вспомнила, о том, что умела делать с самого детства», — говорит Дина Михайловна.

Она всю жизнь прожила здесь — в Острогожске, ее бабушка, Агафья Дмитриевна, и мама, Александра Федоровна, как и многие здешние женщины, были рукодельницами — они вышивали салфетки, наволочки, скатерти и полотенца.

Именно бабушка учила Дину азам общения с иголкой и ниткой. «Ты утром сидишь перед окном — вышиваешь, женихи едут мимо на рынок, смотрят — хорошая невеста, работящая в этом доме живет. Едут обратно днем с рынка — глядят опять в окно, а ты снова сидишь и шьешь. «Хороша невеста, целый день приданое себе готовит», — скажут. Так от женихов у тебя отбоя не будет», — говорила ее бабушка.

Но в детстве Дина вышивала немного, зато, превратившись в пенсионерку Дину Михайловну, она вспомнила, что почти полвека была знакома с азами этого ремесла.

— Поначалу решила вышивать крестиком салфетки и полотенца, — говорит хозяйка дома, — пошла в клуб народного творчества «Светоч», там решила пробовать делать что-то посложнее, чем просто вышивка гладью и крестом. Так появились на свет мои игровые куклы. Хотя самую первую, которую я храню всю жизнь, мне вышила бабушка. Эту игрушку я всю жизнь так и называла «куколка» — бабушка и мама советовали человеческих имен ей не давать — дескать, негатив, заложенный в человеке с таким именем, может перейти и на нее…

На дворе — трава…

Та самая куколка и сегодня ценнейший экспонат в коллекции мастерицы. Правда, теперь в доме Бычковых даже куклам уже становится тесно — Дина Михайловна делает их из чего угодно — и не только из кусков ткани и поролона, но и из обычной травы, кукурузных початков, веревок, лент.

В дни школьных каникул она проводит мастер-классы для городской детворы.

Так, прямо на глазах журналистов «МК в Воронеже» Дина Михайловна учила младших школьников делать куколки из обычной травы…

— Ребятки, представьте себе — жара, лето, покос. Родители берут с собой малышей — ваших ровесников — в поле. Взрослые косят траву, а чем занять детвору? Нарвут им травы, покажут, как куколок из травы вязать, вот и детвора при деле, — рассказывает она и тут же показывает, как из пучка травы можно минут за десять связать настоящего кукленка. — Так же дело было и на уборке кукурузы — детям давали початки, показывали, как можно их них подручными средствами сделать фигурку человечка, и детишки какое-то время не докучали родителям во время работы…

Ответит за козла

…Дом Бычковых сегодня напоминает театральное закулисье — в нескольких комнатах лежат, стоят и висят у потолка куклы, сшитые и собранные из разных материалов и разными способами. А если прибавить к этому ворохи полотенец, вышитые крестиком картины, мягкие игрушки, игровые куклы, различные обереги, то понимаешь — что это мастерская и музей одновременно. А все его экспонаты надо рассматривать, никуда не торопясь…

Например, в доме есть святочный уголок, а в нем — козы и козлы разных размеров, сделанные из туго закрученной пеньковой веревки. Это так называемые «обрядовые куклы», коза — вечный символ богатства и плодородия, а ее спутник по жизни — козел — олицетворяет плодовитость. «Мы ходим колядовать со всем этим добром, — говорит Дина Михайловна, — соседям и землякам нравится, что стараемся поддерживать народные традиции».

Есть у Дины Бычковой свои профессиональные секреты.

— В годы моей молодости многие куклы делались из конопляной пакли, — говорит мастерица, — но теперь коноплю не сажают, напротив — сажают за нее. Из-за чего народные мастера лишились отличного подручного материала... А вот кукла, которую я зову Веселушкой, она сделана вообще по другой технологии — это разные слои неширокой разноцветной ткани, наложенные друг на друга и туго перетянутые нитками. Это куколка- рукодельница, которую я зову Доделушкой или «десятиручкой», она символизирует все бесконечные женские обязанности по дому…

Операция с недвижимостью

С 2010 года Дина Михайловна носит звание «Народный мастер Воронежской области», она участвует в различных выставках, проводит мастер-классы для детей и взрослых. Ее мечта, которая пока никак не осуществилась, выткать примерно такое же полотенце, какое давным-давно из конопляной ткани делала ее бабушка.

А память о своем знаменитом земляке — художнике Иване Крамском мастерица увековечила, вышив крестом его картину «Неизвестная».

Еще бы не увековечить, когда несколько десятков лет своей жизни Дина Бычкова прожила в том самом доме, где сейчас располагается дом-музей ее знаменитого земляка Ивана Крамского!

Тот дом, в котором жила семья Крамского, начал строить в 1840 году отец художника Николай Федорович. Он умер в 1849 году, и единственным кормильцем семьи остался старший брат Ивана Николаевича — Михаил. Крамской в 16 лет отправился путешествовать по стране, а его матушка Анастасия Ивановна в 1853 году продала этот дом из-за невозможности содержать его и ушла жить к своему старшему сыну.

Мой дом — музей

Дом Крамских с тех пор переходил из рук в руки — всего у этого дома было пять хозяев. В советские времена это были бабушка Льва Герасимова, а потом бабушка и родители Дины Бычковой. Именно у них в 1985 году городские власти и выкупили это жилье под будущий дом-музей знаменитого художника.

— Моя бабушка Агафья Дмитриевна купила этот домик у прежних хозяев примерно в конце 40-х годов прошлого века, — рассказывает Дина Бычкова. — Здесь жила моя мама Александра Федоровна, нас трое детей, бабушка и дед. Помню, каждый год мы все вместе обмазывали дом глиной, смешанной с известью и навозом, замазывали все трещинки в стенах, потом белили его. В 1949 году даже перекрывали камышовую крышу, которая продержалась аж до 1984 года. В 1957 году на нашем доме повесили мемориальную доску в честь Ивана Крамского. Моя мама долгие годы писала письма в Министерство культуры СССР, чтобы государство выкупило наш дом. Дело в том, что у нас от гостей просто отбоя не было. Во двор заходили посторонние люди, спрашивали про Крамского, приезжали художники. Всем приходилось объяснять, что это обычный частный дом, что здесь живут другие люди. И только, когда маме в 1985 году за него предложили 4 тыс. рублей, все мы вздохнули с облегчением — наконец-то!

Сегодня дом-музей Крамского немного не тот, что был до реконструкции. На 40 см поднялись потолки, были заменены полы, которые после войны оставались земляными. Кстати, электричество в эту часть города пришло только в 1953 году, поэтому все уроки школьнице Дине приходилось учить при свете керосиновых ламп. В этом уютном доме зимой было тепло, а летом — прохладно.

— Только благодаря домику Крамского мы и смогли построить прямо через забор от него свой новый, — говорит Дина Михайловна. — Очень удобно получается — живу в доме через забор от того, где прошло мое детство и юность. Почти каждый день бываю в нем, то даю детям мастер-классы по народному творчеству, то с туристами общаюсь. Показываю людям: тут родители спали, тут — я, здесь стоял стол, за которым уроки учила, здесь бабушкина кровать стояла.

Соседство с такой историей не прошло даром для Дины Бычковой, творчество которой сегодня стало одной из визитных карточек Воронежской области.

Фото Андрея Иванова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 14 ноября 2018

Заголовок в газете: Жизнь, как на иголках

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру