Беспалый библиотекарь из Кантемировского района освоил вышивку икон и технику оригами

Александр Коробейников обходится шестью пальцами

Рядом с 51-летним библиотекарем из села Зайцевка Кантемировского района Александром Коробейниковым любой обыватель покажется «человеком с ограниченными возможностями». Потому что десятью пальцами двух своих рук он вряд ли сумеет сделать все то, для чего Александру хватает и шести. На его левой руке после несчастного случая в армии остался только один большой палец, что совсем не мешает ему вышивать иконы и картины, а также делать необычные оригами.

Александр Коробейников обходится шестью пальцами

Взял себя в руки

Все почти 15 тысяч книжек, живущих в сельской библиотеке Зайцовки, наощупь узнают шершавые ладони своего лучшего друга-библиотекаря. Но с некоторых пор Александр начал делить свое пристрастие к книгам с двумя другими увлечениями.

— Когда вернулся из армии, долго не думал, чем заниматься, — рассказывает он, — работал кладовщиком в колхозе, потом попробовал стать фермером, правда, без особого успеха, так что в итоге из-за небольших проблем со здоровьем бросил это дело. В 2011 году стал библиотекарем, теперь вот общаюсь с книгами — хорошо, что они еще остаются востребованными в наш компьютерный век. Хотя, может быть, это отчасти связано с тем, что интернет в нашей глуши тянет очень слабо…

С супругой Ольгой, которая работает завучем в одной из школ Россоши, Александр прожил 26 лет, они нажили дочь с сыном и теперь уже двух внуков.

— Я Сашу сразу увидела, — вспоминает Ольга историю их знакомства, — мы в нашей школе играли в волейбол, и я обратила внимание на парня, который отбивал мячи только правой рукой, а левый рукав его мастерки был зачем-то заправлен в карман. В начале наших отношений моя родня была не слишком довольна: «вокруг тебя здоровых ребят навалом, а ты на такого глаз положила». А мой Саша по дому делает все, практически он его своими руками и построил, он своими шестью пальцами может столько, что не каждый десятью сумеет.

Пяльцы веером

Примерно с 2009 года Александр взял в руки иголку — в дом провели газ, и потому необходимость в пилке и рубке дров наутро и просеивании угля отпала, а сидеть без дела хозяин не мог. Однажды, подолгу наблюдая за увлечением своей жены Оли и дочки Лены вышивкой (первая — гладью, вторая — крестом), решил попробовать сам. Так и начали они сиживать с вышивкой долгими зимними вечерами втроем рядком — мать, отец и дочь.

— Я поначалу не особо афишировал свое новое увлечение, — вспоминает Александр, — думал, мужики узнают — подтрунивать будут: мол совсем «обабился» казак. А потом как-то всплыло все это. Так некоторые знакомые ребята из соседних сел даже стали звонить, советы спрашивать — как, мол, и что, с чего начинать надо это дело.

С чисто технической точки зрения для хозяина вышивка довольно проста — иголку он держит в правой руке, пяльцы — на коленях, придерживая их единственным большим пальцем левой руки. Так за неполные восемь лет Александр вышил порядка трех десятков работ, портреты людей, пейзажи, лики святых. Что-то раздарил друзьям и знакомым, что-то повесил на стены своего дома, две комнаты которого теперь похожи на музейные залы.

Бумажная работа

А вот новое увлечение Александра, которое на три года моложе вышивки, дается ему куда сложнее. Здесь имеющихся у него пальцев явно не хватает, хотя, глядя на то, что он делает, кажется, что у него с десяток рук с сотней пальцев на них.

В 2012 году хозяину на глаза попался журнал по технике оригами. Ну, оригами да оригами — кого нынче удивишь бутонами цветов из бумаги да банальными птичками? Но дома у Коробейниковых стоят не только бумажные птички с цветами, а башни, замки, чашки, кружки и даже самовар в натуральную величину, выполненные в этой технике. Причем все яркое, разно­цветное.

— Самое сложное в оригами — это не просто из крошечных бумажных модулей сделать птицу, замок или самовар, а именно подготовиться к работе, свернуть все эти заготовки. Из стандартного листа формата А-4 их выходит 16. Например, для этого самовара потребовалось примерно 5 тысяч таких модулей, то есть на все ушло порядка 320 листов — более трех стандартных пачек такой бумаги, — поясняет Александр. — А на этот самолет потребовалось 15 обложек исписанных школьных тетрадей, иногда и такая бумага идет в дело, только ее сложнее посчитать. Так вот, само изготовление той или иной поделки занимает у меня примерно 20% общего потраченного времени, а 80% уходит на то, чтобы вырезать заготовки нужного размера, свернуть их соответствующим образом, чтобы они были насажены друг на друга, как кусочки мяса на шампур. Тогда работать с ними гораздо легче.

Точного ответа на вполне резонный вопрос, к чему больше лежит его душа — к вышивке или оригами, — Александр не знает до сих пор. Надоедает шить, берется за ножницы, а когда утомляют бумажные поделки, кладет на колени пяльцы.

Теперь Коробейниковы — любимые клиенты кантемировских и россошанских магазинов канцтоваров — больше и чаще, чем они, бумагу для принтеров из рядовых покупателей мало кто берет…

Достиг своего потолка

В библиотеку к нему приходят зайцевские ребятишки, и Александр, вовсе не в виде кружковой работы, а просто так, для души, занимается с ними азами оригами. Но многие уходят еще на первом занятии — чтобы что-то сделать, сперва нужно нарезать бумагу и наделать из нее сотни мелких модулей, а у его учеников на это порой просто не хватает терпения.

Только вот незадача: около полугода тому назад точно над библиотекой того самого Зайцевского ДК, где работает Александр, от тающего снега на крыше частично обвалился потолок. Хорошо еще, что никого не прибил! И теперь библиотека переехала в крошечную комнатку в сельской школе. Из-за этой тесноты работа кружка оригами пока приостановлена.

Семья Коробейниковых часто участвует в различных конкурсах. На их счету, в частности, победа в одной из номинаций регионального фестиваля «Воронежская семья вчера, сегодня, завтра», и в числе прочих своих талантов они обязательно показывают вышивку и оригами Александра.

Он и так-то почти что позабыл об отсутствии четырех пальцев на своей левой руке, а когда занимается любимыми вещами — будь то вышивка, оригами или общение с книгами в библиотеке, о своем недуге и вовсе не вспоминает.

— Мне нравится делать немного красивее мир вокруг себя, — говорит хозяин дома, украшенного вышитыми картинами и диковинными птицами-зверями, — продавать мои работы мы пока не научились, да и вряд ли это нужно. Пусть стоят, дом украшают или людей на выставках радуют. По своему опыту скажу — это вполне мужское занятие.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Объясняет на пальцах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру