Над Платоновфестом навис гамлетовский вопрос

Фестиваль искусств закончился на скандальной ноте

17 июня в столице Черноземья завершился 8-й Платоновский фестиваль искусств. Завершился не только овациями зрителей, но и резкими заявлениями художественного руководителя этого творческого форума Михаила Бычкова в адрес руководства областного департамента культуры. По мнению господина Бычкова, это был лучший из всех восьми фестивалей. Но будущее Платоновфеста под угрозой.

Фестиваль искусств закончился на скандальной ноте
Многомиллионные траты на спектакль «100% Воронеж» глава региона счел неоправданными. Фото platonovfest.com

В потоках бутафорской крови

Для начала — о том, чем запомнится восьмой Платоновский. Программа фестиваля, как всегда, была насыщенной и разнообразной, а организация мероприятий — на весьма достойном уровне. За этим, бесспорно, стоит напряженный труд большого количества людей — от дирекции до волонтеров.

Одним из наиболее ожидаемых театральных событий был спектакль одного из самых известных российских режиссеров современности Юрия Бутусова «Макбет. Кино» (театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург).

Бутусов уверен: ставить классику как классику — «масло масляное». Поэтому погружает зрителя в воображаемый мир, состоящий из снов и видений. Время в спектакле, идущем пять часов, перестает ощущаться. Отдельные фрагменты пьесы неоднократно повторяются, порой разными героями. Сам режиссер сравнивает пространство спектакля с черной комнатой из «Сталкера», в которой исполняются желания. У Юрия Бутусова «Макбет» — история «о внутренней иллюзии, с которой мы иногда путаем реальную жизнь». Нельзя не восхититься игрой актеров спектакля — вернее, не игрой, а особым способом существования, требующим невероятных физических и эмоциональных затрат.

Платоновский фестиваль подарил зрителям уникальную возможность увидеть спектакль «Берлинер ансамбля» — театра, основанного выдающимся немецким драматургом Бертольтом Брехтом, пьесу которого «Кавказский меловой круг» и показали гости из Германии (реж. Михаэль Тальхаймер). Не секрет, что пьесы Брехта требуют мощной, экспрессивной манеры актерской игры, что и продемонстрировали актеры, занятые в постановке. Особо хотелось бы выделить исполнительницу главной роли Штефани Райншпергер — настоящую звезду современной австрийской и немецкой сцены, для которой, похоже, не существует невыполнимых актерских задач.

Единственное, что смутило — обилие крови (бутафорской, разумеется) в некоторых спектаклях, представленных на фестивале. И если у Дмитрия Крымова («О-й. Поздняя любовь», театр «Школа драматического искусства», Москва) в сцене мордобоя между героем и героиней (обоих, впрочем, играют мужчины) кровушка показана достаточно деликатно, то в постановках Бутусова и «Берлинер ансамбля» «кровотечение кровавой крови» поистине не знает берегов. Что это? Неужели современный театр начал обрастать своими — современными — штампами?..

Афиша фестиваля не обошлась без спектаклей, поставленных по произведениям Андрея Платонова. Здесь прежде всего необходимо вспомнить «Корову» — трогательный спектакль студентов театральной мастерской Геннадия Тростянецкого (РГИСИ, Санкт-Петербург). А гости из Болгарии (театр им. Стефана Кирова, Сливен) представили камерный моноспектакль по рассказам Платонова «Семен» и «Осьмушка». Актер Димитар Марков и режиссер Ивайло Гандев смело и жестко рассказали пронзительную историю об одиночестве.

Центральное событие фестиваля — вручение Платоновской премии. В этом году ее присудили актрисе Алле Демидовой и режиссеру Анатолию Васильеву — «за бесстрашие и достоинство в искусстве». Вручение премии состоялось после показа совместной работы лауреатов — спектакля «Старик и море» по Хемингуэю.

Порадовала публику музыкальная программа фестиваля, яркую точку в которой поставил камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Современная хореография была представлена постановками из Франции и Великобритании. Благодаря хорошей погоде состоялись все мероприятия, запланированные на открытом воздухе. Всего фестиваль посетили более 100 тысяч человек. Итоги впечатляют. И вдруг — скандал. Почему?

Кто заказывает музыку?

В самый разгар фестиваля врио губернатора Воронежской области Александр Гусев заявил, что акция «100% Воронеж» — не самое подходящее начало для столь масштабного форума, дав понять, что нечто более интересное можно было бы придумать, не прибегая к услугам зарубежных специалистов и дешевле затраченных семи миллионов рублей. Не исключено, что именно эти слова побудили Михаила Бычкова во время круглого стола по итогам фестиваля выступить с рядом резких заявлений. В частности, он отметил, что проект, ставший открытием фестиваля, готовился полгода, а гонорары зарубежных постановщиков при этом сопоставимы с теми, что получают за 1 час (!) работы приглашенные звезды на Рождественских балах, развлекая местную элиту.

Дальше — больше. По мнению Михаила Бычкова, глава региона не догадывается о том, как на самом деле обстоят дела в сфере культуры.

— Культурой региона занимаются люди, которые не заинтересованы в реальном развитии культуры и искусства в области, — сказал худрук Платоновфеста. — Мы готовили фестиваль в условиях сильнейшего давления и при попытках всевозможного вмешательства в его подготовку, включая программирование. И это выглядит очень смешно, нелепо и недостойно ни такого региона, как Воронежская область, ни такого фестиваля, как Платоновский. Вообще работать в атмосфере недоброжелательности, недоверия, высокомерия руководства департамента по отношению к людям культуры, руководителям учреждений — это очень неприятно. И я не понимаю, для чего это нужно терпеть.

Реакция не заставила себя ждать. Уже через несколько часов на закрытии фестиваля врио руководителя департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева произнесла краткую и вовсе не праздничную речь:

— Одна из миссий нашего форума — это показ лучших образцов российского и международного искусства, наполненных содержательными смыслами и образами, во многом созвучными творчеству Андрея Платонова. К сожалению, не все мероприятия фестиваля вызвали однозначный отклик профессионального сообщества и средств массовой информации. Нам нужно двигаться вперед. И я думаю, нам всем вместе — с деятелями культуры, с дирекцией Платоновского фестиваля необходимо определить векторы его дальнейшего развития.

Интересно, среди этих векторов рассматривается ли замена художественного руководителя фестиваля? Если да, то можно быть спокойным — в поисках худруков с «мировыми именами» департамент культуры в последние годы приобрел богатый опыт, тренируясь на оперном театре.

И еще один вопрос напрашивается сам собой. А разве «однозначный отклик» является признаком высокого художественного уровня? История знает тьму примеров (не будем их здесь приводить), когда новое, чувственное, настоящее вызывало противоречивую реакцию. И, напротив, реакция на пошлое и скучное была «однозначной». Так стоит ли стремиться к этой «однозначности»? Не получится ли так, что из опасения, будто местная публика «пока не готова это принять», нас лишат чего-то действительно значимого, наполнив будущие фестивали бесспорным, но усредненным содержанием?

Фото platonovfest.com, culturavrn.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Быть или не быть?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру