На открытии Платоновского фестиваля зрителям показали «100% Воронеж»

Все участники спектакля в жанре документального театра - не актеры, а простые горожане

Каждый раз к открытию фестиваля, который прочно завоевал статус главного культурного события в регионе, организаторы стараются подготовить что-то особенное. То танец человека с экскаватором, то мировую премьеру современной оперы, то еще что-нибудь эдакое.

Все участники спектакля в жанре документального театра - не актеры, а простые горожане
Сцена из спектакля «100% Воронеж». Фото platonovfest.com

Не стал исключением и нынешний год. В этот раз нам показали — какие мы, воронежцы, впервые в России осуществив проект «100% город». В течение последних 10 лет Rimini Protokoll — самая известная европейская компания, работающая в сфере документального театра — показала 100-процентные Лондон, Париж, Токио, Вену и другие города мира. Дошла очередь и до нас.

И здесь кончается искусство и начинается отчет

Идея проекта, в общем-то, проста: 100 человек на сцене представляют собой статистическую выборку населения миллионного города. Участники отбираются по полу, возрасту, национальности, составу семьи, району проживания и другим критериям по формуле: 1 человек на сцене = 1% населения. Все участники — не актеры, обычные горожане. Задача этих «простых воронежцев» — в течение двух часов различным образом группироваться в зависимости от того, как каждый из них отвечает на тот или иной вопрос. Вопросы самые разные. Иногда острые (про трамвай, выборы мэра, снос отеля, уродующего архитектурный облик города), иногда наивные. Авторы представления стараются, чтобы зритель не скучал. Поэтому форма ответов меняется. К примеру, чтобы повысить искренность, сцену на время погружают в темноту, а участники «отвечают», включая и выключая фонарики.

Одна из частей представления — «Открытый микрофон». «Я считаю, что если Сенцов умрет в тюрьме — это будет позором России», — смело заявляет со сцены девушка-участница. Ну, думаешь, началось. Ан нет, остальные выступают с утверждениями в духе «я иногда ковыряю в носу». Самая живая часть акции (именно так, а не спектаклем, хочется назвать это представление) — общение с залом, когда вопросы участникам задают зрители. И, наверное, это могло бы стать достойным финалом. Но организаторы, вероятно, решили, что краткость — не их сестра. В последней части вопросы появлялись на экране, а «люди-проценты» отвечали разноцветными листочками, соответствующими выбранному варианту. Девочка лет пяти на вопрос «Что должен сделать Путин?» сперва показала зеленый лист (вариант «уйти в отставку»), но потом стоявшая рядом тетя ей что-то шепнула, и малышка показала белый (вариант «жениться на мне»). Смотреть на это было как-то неловко. Под конец участники, видимо, подустав, начали перестраиваться до того, как на экране появится вопрос.

По окончании представления публика наградила всех участников заслуженными аплодисментами. Участники действительно молодцы, ведь каждый из них воспринимался индивидуально, безликой массы на сцене не было — и это уже не мало. Получился ли коллективный портрет города — вопрос. 100 человек от миллиона — лишь сотая доля процента. Так что погрешность слишком высока.

Это не Островский. Это О-й

Как всегда, насыщенна и разнообразна театральная программа Платоновфеста. Сотрудничая с Чеховским фестивалем и «Золотой Маской», дирекция Платоновского ежегодно дарит воронежцам без преувеличения уникальную возможность познакомиться с лучшими спектаклями современного российского и зарубежного театра. Одна из таких постановок — «О-й. Поздняя любовь» театра «Школа драматического искусства». Режиссер Дмитрий Крымов погружает героев пьесы в свой, полный гротеска, мир. И это «О-й» в афише весьма необходимо. Чтобы зритель, который любит эту, во многом наивную пьесу за торжество добродетели и счастливый финал — ничему не удивлялся. Ни тому, что часть женских ролей исполняют мужчины и наоборот. Ни вольностям с текстом. Ни отсутствию того самого счастливого финала. Спектакль одновременно и смешной, и страшный. Зрелище динамичное, захватывающее. Эмоции — запредельны. Актерская игра — виртуозна…

Из событий первых дней театральной программы фестиваля нельзя не отметить шоу «La Verità» компании Финци Паска (Швейцария). Это красивая и трогательная история о сюрреализме и любви, рассказанная языком акробатики, музыки, танца. Основатель пластического театра DEREVO (Россия—Германия) Антон Адасинский представил воронежской публике свой моноспектакль «Последний клоун на земле» — своего рода призыв запретить жить без смеха.

Не только театр

Музыкальную программу фестиваля открыл один из ведущих виолончелистов современности Юлиан Штекель (Германия), выступивший с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого. Прозвучали произведения Дютийё, Форе и Равеля. Если говорить о впечатлениях кратко — музыка волшебная. И маэстро Вербицкий — волшебник…

Как всегда разнообразна выставочная программа Платоновского фестиваля. В музее им. И.Н. Крамского представлена выставка «Индустриальный мир Александра Родченко». Это 70 фотографий, сделанных в 20–30 годы прошлого века. Кажется, что в этих снимках звучит «музыка индустриализации», бьется ритм того времени.

В выставочном зале на ул. Кирова представлена экспозиция «НАИВ...НО: Пиросмани и компания!» — живопись, графика, скульптура из коллекции Московского музея современного искусства. А в галерее Камерного театра можно увидеть эскизы и макеты к спектаклям выдающегося театрального художника Эдуарда Кочергина.

Восьмой Платоновский фестиваль искусств завершится 17 июня.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру