Карабас-Барабасы воронежского оперного

Почему грядущую реконструкцию театра скрывают от коллектива

Мы уже писали о том, что в Воронежском театре оперы и балета возник новый очаг напряженности, в основе которого конфликт директора с профсоюзной организацией. Руководитель категорически отказывается перечислять взносы сотрудников театра в областной профсоюз работников культуры.

Почему грядущую реконструкцию театра скрывают от коллектива

Казалось бы, конфликт сам по себе довольно странный, возникший на пустом месте. Тем более, что театру за последние годы пришлось пережить немало стрессовых ситуаций и без того. Тяжело далось труппе и изгнание директора Игоря Непомнящего, и вынужденный уход других значимых персон, и серьезный конфликт сначала солистов оперы, а затем и артистов хора с уже бывшим худ­руком Андреем Огиевским. В прошлом году, помнится, даже создавали согласительную комиссию, дабы при ее помощи сгладить одно из таких локальных противостояний.

И вот недавно Андрей Огиевский, который за время своего пребывания в театре успешно разогревал тлеющие очаги напряженности, вдруг покинул труппу. Причем довольно громко сказав на прощание свое «фи» руководителю областного департамента культуры Эмилии Сухачевой. С чего бы это? Уж кому-кому, а Огиевскому жаловаться было грех: опыта художественного руководства он до сих пор не имел, однако властями был обласкан и гонорарами не обижен. Что ему было не так? Думаю, ларчик открывается просто.

Секрет Полишинеля

Разговоры о том, что оперный готовят к реконструкции, впервые возникли еще тогда, когда оттуда «попросили» Игоря Непомнящего. Заслуженного артиста, директора, преданно служившего театру на протяжении десятилетий. Тогда у театра отняли точку опоры. Пожары, раздуваемые Огиевским, послужили все той же той же цели — разобщить коллектив, ослабить его, дезориентировать. Нынешний директор Арнаутов сыграл и вовсе постыдную роль опереточной марионетки в руках опытных чиновных манипуляторов: подвергнув сомнению легитимность профсоюзной организации, сделал так, чтобы в случае чего, работники театра оказались совершенно незащищенными. Вопрос о том, не стыдно ли выполнять такие поручения, задавать глупо: без ущерба для репутации такие вещи не делаются, но это только в случае, если репутация есть. А если ее нет, так и нечего терять.

На протяжении последних лет журналисты не раз поднимали вопрос о возможной реконструкции и задавали прямые вопросы самой Эмилии Сухачевой. Она увиливала от ответов. Не сказать, чтобы ловко, а скорее в силу собственного умения и привычки отвечать пусто и ни о чем. Даже когда на одной из строительных выставок какая-то организация представила чуть ли не готовый проект реконструкции, все не верилось: неужели театр закроют, даже не позаботившись о дальнейшей судьбе коллектива?

И вот, кажется, ответ на этот вопрос все-таки материализовался. Не в виде какого-то сформулированного заявления, не в виде четко продуманной и объявленной позиции властей. И, к сожалению, не в виде темы, которую вынесли на обсуждение. Хотя ее и обсуждают. Везде, но только не в самом театре.

То, что здание будут реконструировать, вопрос решенный. Непонятно лишь, куда переедет театр и переедет ли вообще? Будет ли он закрыт на реконструкцию или Воронежу опера вообще больше не нужна? Что станет с коллективом? Похоже, новости обрушатся на него с сокрушительной силой без всяких объяснений. Людей, видимо, просто поставят перед фактом, даже не дав им никакой временной форы, чтобы как-то устроить свою будущую судьбу.

Культура под плинтусом

Я не знаю, почему повелось считать Воронеж жлобским городом. Но мы оправдываем! Чтобы как-то прикрыть очевидность, в нашу культурную программу ввели пару фестивалей. Да вот беда: на модных спектаклях то молодые прибалты голыми пенисами трясут, то старые геи исповедуются зрителю о своей беспутной жизни. Модно, конечно, только вот жлобское мурло, вылезающее из всех щелей, вся эта красота так и не прикрыла. И не прикроет.

Власти собираются коренным образом изменить судьбу старейшего театра, но отвечающий за культуру чиновник даже не поставил об этом в известность коллектив. Вместо этого наличествует очередная глупая интрига о неперечислении каких-то профсоюзных взносов, о нелегитимности проф­союзной организации. Вообще-то в культурной среде надо бы действовать как-то иначе. Нельзя управлять творческой интеллигенцией, как управляют стадом. Но в том-то и дело, что управлять некому, специалистов нет. Специалисты сегодня оказались не востребованы, а те, кто востребован, лучше бы держался от учреждений культуры подальше.

С воронежскими предпринимателями, которых массово изгоняют с рынков и киосков, ведут хоть какой-то диалог. Уникальный творческий коллектив не удостаивается даже этого. В отличие от тех же предпринимателей артистам будет очень сложно найти другую работу. Но дело не только в коллективе, но и в судьбе театра вообще, в его сохранности для миллионного города, который по какой-то непонятной случайности когда-то получал звание культурной столицы.

Не исключено, что воронежским артистам дадут бесплатный совет: например, начать плясать и петь на свадьбах. По крайней мере, уровню культуры нашего чиновничьего истеблишмента такой совет вполне соответствовал бы.

Советский классик Владимир Маяковский сказал: «Театр — не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». Какое явление увеличивает нынешняя ситуация с оперным? Хотелось бы назвать слово, да непечатно получится.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру