В Древнем Египте, Иудее, Китае, Индии акушерок выделяли в особую касту специалистов. Кстати, именно индусы предложили первые рациональные приемы при родах. Например, производить поворот плода при неправильном положении. В Средние века все науки, в том числе и медицинская, оказались в глубоком забвении, а смертность во время родов была очень высока. В XVI веке медицинская наука освобождается от схоластики средневековья. Появляются даже первые атласы для акушерок. Кстати, само название профессия получила от французского слова accoucher — рожать. И, наконец, в XIX столетии в Европе появляются специальные акушерско-повивальные школы.
Что касается России, то акушерское дело как отдельная профессия начало развиваться у нас лишь при Петре I, который пригласил для обучения российских лекарей сотни европейских врачей, в том числе акушеров. В 1754 году Павел Кондоиди — лейб-медик императрицы Елизаветы Петровны подал в собрание Правительствующего сената «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». Согласно его предложению все «бабки» должны были пройти медицинскую аттестацию и только после этого допускались к процедуре родовспоможения. Слово «бабить» означало «принимать ребенка».
Впрочем, как бы ни называли акушерок – повивальными бабками, повитухами, преемницами и даже пуповязницами, - их задача всегда сводилась к одному: оказанию помощи беременной женщине. И не только медицинской. Сто, двести или тысячу лет назад женщина, помогавшая при родах, была еще и опытным психологом. Повивальные бабки недостаток мастерства компенсировали знанием обрядов и проведением полумагических ритуалов, основной задачей которых было облегчить женщине схватки и придать ей уверенности в том, что все будет хорошо. И до сегодняшнего дня задача акушерки заключается в том же – успокоить женщину и помочь ей. Акушерка не просто опытный медицинский работник, обладающий глубокими познаниями, - она друг и помощник. Она может быть ласковой и резкой, может посочувствовать или даже прикрикнуть. И не стоит обижаться на это.
Иногда женщины жалуются, что акушерка недостаточно сочувствует им, вкладывая в это понятие слащаво-сюсюкательный образ медработника, который сочувственно кивает головой на каждый ваш вскрик. Но жалость в родах плохой помощник. Поэтому отношения «акушерка – роженица» должны строиться по принципу взаимоотношений «ребенок – родитель», где любовь и строгость присутствуют в равной мере. И тут задача акушерки не перейти грань, когда жалость пересиливает благоразумие, а остаться другом и помощником, который при необходимости может быть строгим, но понимающим и любящим. Слишком мягкую акушерку роженица не будет слушать, а это может навредить и ей, и ребенку.
И даже если все идет по плану, без осложнений, и будущая мама не испытывает особого физического дискомфорта, акушерка должна поддерживать ее положительный психологический настрой. Если у женщины нет патологий, то акушерка самостоятельно ведет роды и несет всю ответственность за здоровье матери и малыша. Ну а после того, как все благополучно разрешится, именно акушерке предстоит стать первым человеком, который научит молодую маму всем премудростям новой для нее жизни: как перепеленать ребенка, как обработать ему пупочек, как подготовить грудь к кормлению…
Акушерка – это не просто профессия, это призвание, это любовь на всю жизнь. Тот, кто выбирает этот путь, чаще всего остается верен ему до конца, несмотря на колоссальную нагрузку и трудности. Почему так происходит? Кто знает, может, виной всему особая атмосфера и энергетика роддома, а может, все дело в «факте ожидания чуда»? Ведь каждый новый день приносит не только свои радости и печали, но и… новую жизнь. Что само по себе уже великое таинство. Кстати, наши далекие предки верили, что женщина, принимающая роды, отдает частичку своей души каждому ребенку, которому помогла появиться на свет.