Последнее шоу Огиевского: худрук воронежского оперного театра устроил скандал из своей отставки

Когда московский дирижер и скрипач Андрей Огиевский появился в Воронеже, критики вслух высказывали мнение о том, что должность художественного руководителя театра он получил большим авансом. С 2002-го по 2013 год Огиевский работал в московском Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского далеко не на первых ролях. С 2013-го по 2015-й являлся дирижером театра «Кремлевский балет».

Последнее шоу Огиевского: худрук воронежского оперного театра устроил скандал из своей отставки
Андрей Огиевский. Фото vestivrn.ru

Между тем в 2017-м ему исполнилось пятьдесят, возраст хоть и не критический, но такой, в котором мужчина либо делает карьеру, либо не делает ее уже никогда. Потому никто не сомневался, что Огиевский, столичный человек, приехал в Воронеж зарабатывать запись в трудовой книжке — «художественный руководитель». Именно этой записи ему не хватало для осуществления своих амбиций в столице. Там должность худрука нужно чем-то реально заслужить. В провинции с этим полегче.

Но Андрей Огиевский не учел и не понял главного. Художественный руководитель в театре — это не только и не просто главный дирижер. И уж точно не звезда, вечно источающая капризы, не цепной пес, не чинуша, доказывающий, что знает профессию каждого специалиста лучше, чем он сам. Худрук — это вечный творческий двигатель театра, это вожак, это непререкаемый авторитет, мнение которого для всех закон. И не потому, что так приказано, а потому что так должно быть в нормальном театре. И когда-то так и было.

В Воронежском оперном театре начало деятельности Андрея Огиевского ознаменовалось громким скандалом — группа ведущих солистов написала коллективное заявление об уходе в знак протеста против введения коэффициентов к зарплате. Затем были и другие катаклизмы — увольнение уважаемого, авторитетного главного хормейстера, бунт артистов хора. Но Огиевский продолжал считать себя художественным руководителем, несмотря ни на что. Был ли он таковым на самом деле — большой вопрос. На должности он держался благодаря другим качествам: умению взглянуть на вышестоящих с нужным выражением, профессионально отработанному навыку пускать пыль в глаза и умению делать промоушен собственной персоне.

Об отставке Огиевского стало известно из его пространного поста в Фейсбуке, в котором он обвинил руководителя областного департамента культуры Эмилию Сухачеву в том, что она, дескать, не давала ему работать, препятствовала идее популяризации оперного искусства, считала его идеи нерентабельными и бесперспективными. В своем посте Огиевский сетует на то, что при заполняемости зала театра в 1000 мест реально продается по 70 билетов на спектакль. Вот как, оказывается, все плохо! Ну что ж, поздравить с такой посещаемостью господин худрук может только самого себя. Ведь именно он руководит труппой, из которой в ужасе сбежали лучшие творческие кадры, и если зал пуст — это личный успех Огиевского как руководителя. О том, что его, бедного и непонятого, обижали и притесняли воронежские власти, говорить, по меньшей мере, бессовестно. На постановку «Дон Жуана» были выделены рекордные 9 миллионов рублей, из которых существенный процент достался самому худруку в виде гонорара. Однако опера гремела больше из-за скандала вокруг гонораров и конфликтов с артистами, аншлаговым спектаклем она так и не стала. И это тоже результат.

Проект Огиевского о популяризации оперной музыки предполагал практику приглашения в Воронеж оперных звезд и обошелся бы бюджету в немыслимые суммы. Худрук наверняка хорошо заработал бы на этом проекте, но не получилось. И если в конфликтах с артистами Эмилия Сухачева была на стороне худрука, то настал, видимо, момент прозрения. Чуть запоздало, но все-таки вовремя. Есть чиновники, которые ухитряются руководить своей отраслью с закрытыми глазами долгие годы и предпочитают вовсе не открывать глаз. С Сухачевой у Огиевского номер не прошел, и теперь именно ее он обвинил в заскорузлости мышления, препятствовании всем его творческим проектам и так далее.

От обвинений Огиевского репутация Эмилии Сухачевой не пострадает. Эффект, скорее, будет обратный тому, на который рассчитывал бывший худрук. А вот его человеческие (не творческие) качества обсуждают еще более активно, чем раньше. Уйдя со скандалом, Андрей Огиевский лишний раз продемонстрировал не только свою творческую беспомощность как художественного руководителя театра, но и дурное воспитание. Ибо только плохо воспитанный человек, не стесняясь, плюет туда, откуда кормился несколько лет. Несмотря на жизнь в постоянном скандале и стрессе, хорошую мину при плохой игре он делать так и не научился. Мина все равно вышла кислая. Трудно представить, что кто-то в Воронеже заплачет по Андрею Огиевскому. А вот как оперные тенора и баритоны цитируют Тимати «Давай, до свидания!», представить почему-то легко.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру