СТРАХ онлайн: как автор «МК в Воронеже» покупал ОСАГО через интернет

Страховщики по-прежнему создают всевозможные барьеры для автомобилистов

Уже почти три года автомобилисты могут оформлять полисы ОСАГО онлайн. Поначалу этот сервис был для страховых компаний добровольным, поэтому в порядке вещей было прочесть на их сайте неприметное объявление: «в связи с перегрузкой раздел закрыт на проведение технологических работ». «Росгосстрах», например, вел такие работы более 8 месяцев подряд вместо обещанных нескольких дней. Мелкие страховщики не утруждали себя даже такими объявлениями.

Страховщики по-прежнему создают всевозможные барьеры для автомобилистов

Приобрести электронный полис Е-ОСАГО было поначалу практически невозможно. За полтора года после нововведения было заключено всего 350 тыс. таких договоров (менее 1% от общего числа). Огромный поток жалоб со всей страны заставил депутатов подкорректировать закон.

С 1 января 2017 года предоставление услуги стало обязательным для страховщиков. Центробанк, пытаясь не допустить повторения прежних ошибок, утвердил критерии бесперебойности продаж ОСАГО в интернете. Суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости профилактических работ компания обязана не менее чем за сутки до их начала уведомить об этом на главной странице сайта. Заниматься диагностикой страховщики должны только ночью и не чаще одного раза в месяц. В случае неисполнения данных требований компанию могут оштрафовать либо даже приостановить ее лицензию.

Худо-бедно, но процесс пошел. За первое полугодие 2017 года было приобретено около 1,5 млн электронных полисов. Лидерами продаж стали регионы, где были наибольшие проблемы с доступностью ОСАГО: юг России, Поволжье, Черноземье. Среди них и Воронежская область. По данным РСА, у нас за это время было куплено более 60 тысяч электронных полисов. Как говорится, дорвались!

Игра в одни ворота

Однако кардинальных изменений на рынке ОСАГО не произошло и спустя год. По-прежнему страховые компании направляют деятельность своих специалистов на создание всевозможных барьеров для страхователей. Купить полис «автогражданки» без навязанных дополнительных услуг практически невозможно. Сумма «допов» доходит уже до 4 тыс. руб., что иной раз превышает стоимость ОСАГО для маломощных автомобилей. На восстановление справедливого коэффициента за безаварийную езду могут уйти месяцы переписки со страховыми компаниями, РСА и Центробанком.

Поиск счастья в «мировой паутине» для автомобилистов, по-прежнему, актуален. Но и страховщики не дремлют. Не случайно ЦБ РФ отметил, что в 2017 году 89% поступивших к ним жалоб были про ОСАГО (+16% к 2016 г.). Главная беда — невозможность заключения договора в электронном виде. Нарушения при продаже полисов в онлайн были обнаружены у 12 крупнейших страховщиков в России. Центробанк по сути обвинил страховщиков в саботаже Е-ОСАГО. Федеральная антимонопольная служба подлила масла в огонь: раскрыла картельный сговор 14 страховщиков, который привел к проблемам с покупкой электронных полисов. Среди них небезызвестные «Росгосстрах», «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «ВСК», «РЕСО Гарантия», «СОГАЗ», «МАКС», «Согласие».

Тем не менее интернет, как и прежде, гудит от перечисления изощренных мозголомок, которые страховщики предлагают решить автомобилистам по ходу процесса. Их сайты неожиданно зависают на неопределенное время, часами отсутствует возможность проверки сведений в РСА. Иной раз присылают такие пароли для входа в систему, что даже искушенный пользователь сети оказывается бессильным уже на старте. Тех, кто все же доходит сквозь такие дебри до конца, тоже может ждать сюрприз: сообщают, например, что принимают оплату только определенными платежными способами.

С прошлого года действует утвержденный Центробанком порядок гарантированного заключения Е-ОСАГО. В случае, когда сайт желаемого страховщика неожиданно подвисает, клиента мгновенно переадресуют на сайт «замещающего страховщика». Как только новая схема заработала, то к имевшимся ранее добавились новые проблемы: деньги с банковских карт списываются исправно, но полисы до клиентов доходят не всегда. На восстановление истины уходят месяцы.

Хроника мучений

В общем, покупка полисов через интернет по-прежнему похожа на лотерею. Кому-то везет, кто-то неделями не может приобрести электронный полис. ЦБ РФ признает, что далеко не всегда в этом виноваты автомобилисты.

Вот мне повезло: в прошлом году я приобрел Е-ОСАГО в «Росгосстрахе» без особых проблем, буквально с третьей попытки. Правда, пришлось сканировать и отправлять копии всех необходимых для страхования документов, притом что я уже много лет «под крылом сильной компании». Да еще потерял время на поиски банковской карты «VISA»: моя была с другим названием.

Год пролетел быстро. Моя страховка никому не понадобилась. Впрочем, как и в предыдущий десяток лет. И вот я снова на сайте «Росгосстраха», который в течение года неоднократно напоминал о себе милыми рекламными рассылками с обещаниями всяческих скидок, в том числе и при выезде за рубеж. Но, как говорится, «мне туда не надо».

Замечу, что все описанное далее подтверждено скриншотами страниц официальных сайтов страховщиков, так что «все ходы записаны». Итак, мой «рабочий кабинет» на сайте «Росгосстраха» после восстановления пароля открылся без проблем. Однако как только я нажал кнопку «Продлить ОСАГО», доброжелательность «Росгосстраха» испарилась. Электронный мозг компании сухо известил: «Что-то пошло не так, но не расстраивайтесь — попробуйте позднее!», и сообщил мне 13-значный код ошибки.

Неравный бой нашего корреспондента с сайтами автостраховщиков.

Я верил обещаниям и продолжал. Длилась эта экзекуция несколько дней, но свет в конце тоннеля так и не появился. Сначала они находили ошибки в моем домашнем адресе, затем в личном паспорте. Хотя откуда им быть: я же не менял сведения, а просто просил новый полис. После 2–3 повторений по каждой позиции программа признавала-таки сведения достоверными. Но тут появлялись новые подозрения, и с меня опять потребовали копии всех моих документов. Ну сколько можно издеваться, господа?!

Наконец-то последние сомнения в моей законопослушности иссякли. Но вместо вожделенного полиса я получил предложение «перейти на сайт РСА». С трудом сдерживаясь от нецензурной брани (шли уже вторые сутки неравной схватки), я решил остаться на сайте «Росгосстраха». Оказалось, что программой такое не предусмотрено. То есть, либо вы следуете туда, куда послали, либо начинаете тернистый путь пролонгации полиса с самого начала.

Ради интереса я несколько раз соглашался с предложением страховщика и уходил на сайт РСА. Там мне предлагали застраховаться в некоем ООО «НСГ-РОСЭНЕРГО». Поначалу я чуть не поперхнулся от удивления. Затем успокоился, почитал. Оказывается, есть такая компания — на Алтае. Филиал в Воронежской области отсутствует. Ну, и на кой черт мне такое счастье? Отказался.

Затем было еще несколько попыток с тем же результатом. Несмотря на то, что сайт РСА обещал случайную выборку «гарантированного страховщика», два дня подряд меня посылали за полисом исключительно в Горно-Алтайск. При этом «мудрая рулетка» РСА ни разу не предложила оформить Е-ОСАГО в одной из тех компаний, которые ФАС обвинила в картельном сговоре (практически все они имеют филиалы в Воронеже). Случайность?

После этого я написал руководству «сильной компании» довольно эмоциональную жалобу с описанием своих злоключений. Ответ пришел довольно оперативно: мне в очередной раз пропели мантру про «гарантированного страховщика». Такое ощущение, что у них жалобы рассматривают роботы и до лампочки топ-менеджерам, что о них думают люди.

Пилите, Шура, пилите

Дальше я решил испытать судьбу в «Ингосстрахе». К сожалению, и там я не открыл для себя ничего нового: опять какие-то неведомые ошибки, сомнения в подлинности документов. Правда, отвергали не все сразу, а по очереди. Сначала запросили копию ПТС, затем почему-то усомнились в наличии диагностической карты. После этого сообщили, что моей машины вообще нет в базе РСА. Заметьте, часом ранее «Росгосстрах» ее прекрасно видел.

Ну, в общем, закончилось таким же беспардонным «футболом»: «Оформление Е-ОСАГО на сайте ingos.ru невозможно, вы будете перенаправлены на сайт РСА». На этот раз послали в «Сибирский спас». Это уже в Новосибирске. Заново заполнил всю необходимую информацию, в очередной раз отправил копии всех документов на проверку. Долго думали, но в итоге отказали. Как и в «Ингосстрахе» — без объяснения причин. Правда, «сибиряки-спасатели» добавили: если что не так — жалуйтесь в РСА! Как говорится, и на том спасибо.

Тут меня посетила интересная мысль. Ведь за прошедшие дни интернет, по-моему, опух от обилия моих персональных данных и отсканированных страниц паспортов, водительских удостоверений, свидетельств о регистрации. С кого спрашивать, если завтра, например, всплывут несколько левых кредитов, оформленных на меня? Ведь ни для кого не секрет, что базы данных в страховых компаниях хранить не умеют. В последние годы меня уже достали бесконечными звонками с предложениями супервыгодных кредитов и страховок. Спросишь, откуда знают мой телефон — бросают трубку.

А я тем временем продолжал свои настойчивые попытки купить полис Е-ОСАГО. Заглянул на сайт «АльфаСтрахования». Здесь дело пошло веселее: зарегистрировался без заминок, машина нашлась в базе РСА, скидку за безаварийность не забыли. Никто не требовал сканировать и отправлять паспорта, водительские удостоверения, диагностическую карту. О, чудо: страховщик не послал меня в поисках счастья за Уральский хребет, а предложил оформить полис прямо здесь и сейчас. Браво, «Альфа»!

Но без ложки дегтя не обошлось. Стоило мне попытаться оформить страховку не на год, а лишь на 9 месяцев, как и этот страховщик уподобился двум предыдущим и пригрозил отправить меня за сайт РСА! Ну, я особо не настаивал, согласился на год.

На волне эйфории от такого теплого приема я не заметил едва видимую галочку внизу интернет-страницы, извещающую страховщика о моем нестерпимом желании застраховаться от несчастного случая. Узнал я о том, что дополнительная страховка оформлена именно по моей просьбе, когда распечатывал пришедшую на мою электронную почту документацию: вслед за полисом ОСАГО из принтера вылезла «допзащита» и чек на 200 руб. Так, что со страховщиками ухо надо держать востро до последнего касания клавиатуры!

В общем, потратив кучу времени и нервов, я продлил свою страховку. Однако так и не понял, почему крупнейшие страховщики так безбоязненно продолжают диктовать свои условия многомиллионной армии автомобилистов.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: ОСАГО в паутине

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру