Воронежцам рассказали о том, как не попасться на уловки кредитных организаций

Как грамотно распоряжаться деньгами и не стукнуться о подводные камни кредитования и страхования? Об этом рассказали эксперты на семинаре «Актуальные вопросы управления личными финансами».

Воронежцам рассказали о том, как не попасться на уловки кредитных организаций
glitch.organised.info

Не хотите ли кредит?

Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев сразу обозначил свою позицию: он против того, чтобы население утопало в кредитах. Хотя, по идее, должен придерживаться другого мнения: все-таки банкир. По его словам, это легко определить: нужно вычесть из дохода минимальный прожиточный минимум, а долговые нагрузки не должны превышать 50% от оставшейся суммы.

Например, ставка 10% по ипотеке считается небольшой, но это в теории. А на практике — если зарплата у человека 25 тыс., а платить по кредиту нужно 20 тыс., то эти 10% превращаются в очень приличные деньги. И заемщик становится закредитованным донельзя.

Эльман выступает за ответственное кредитование. Например, он считает, если банк знает о какой-либо проблеме, то ее надо решать. Лектор вспомнил историю про автомобиль «Тесла». Владелец одной из таких машин оказался в зоне урагана Ирма, но ему не хватало мощности аккумулятора, чтобы уехать из зоны катаклизма. Под капотом была батарея на на 75 кBтч, но доступно было только 60. «Тесла» открывает дополнительные 15 кВтч платно. Однако они пошли навстречу клиенту, который был в зоне стихии, а затем посмотрели по GPS, кто еще из владельцев машин находился в зоне урагана. Позвонили им и сказали, что готовы временно увеличить доступ, чтобы они могли уехать из зоны урагана. Это, по словам Мехтиева, показатель отношения к клиентам. Конечно, владельцы «Тесла» будут расхваливать аппарат, потому что эта компания спасла им жизнь. Получается, она думает о своих клиентах, а не только о том, как на них заработать. Такой подход могут перенять и банки. Например, если у человека проблемы с выплатами, то можно поискать варианты решения данной проблемы, а не присылать сразу коллекторов.

Адвокат Диана Сорк, другой спикер семинара, привела иные примеры. Как правило, журналисты рассказывают на страницах своих изданий жалостливые истории о том, как на несчастном обывателе, взявшем кредит, наживаются алчные банкиры. Но Сорк считает, что зачастую в финансовых неприятностях виноваты сами заемщики. По ее словам, потребитель должен понимать, что с пенсией в 9 тыс. рублей он вряд ли осилит кредит с ежемесячным платежом в 12 тыс.

Неумение адекватно анализировать свои возможности — лишь частичка взаимоотношений кредитных организаций и потребителей. И она не самая печальная. В последние годы ростовщики умело маскируются под представителей сферы услуг, медицины. 

— Чтобы понять, что там происходит, я решила провести эксперимент — решила по приглашению пройти обследование организма бесплатно. В красивом здании в центре Москвы сидели симпатичные девушки. Еще до начала обследования спросили, взяла ли я с собой паспорт. Якобы это важно только потому, что у них специальные программы для москвичей. После осмотра мне сообщили, что у меня есть лишний вес. Девушка в белом халате стала рассказывать, насколько все плохо со здоровьем, хоть завтра — на кладбище. После мне предложили «спасание» за 250 тыс. рублей, но так как я москвичка, то мне могут сделать скидку: заплатить придется всего 120 тыс., — рассказывает Сорк.

После того как Диане озвучили сумму почти в два раза меньше, врач предложила оформить рассрочку на лечение. Спросила, сможет ли она платить 8 тыс. рублей ежемесячно. 

— Понятно, что если человек слышит о страшных патологиях, заоблачных 250 тыс., а после ему предлагают исцеление всего за 8 тыс., то он с большой вероятностью согласится на эти услуги. Кредитный договор можно оформить прямо в соседнем кабинете — я, конечно, так далеко в своем эксперименте не пошла. В похудение за 120 тыс. входят сеанс у психолога раз в неделю в течение года, анализ крови и обертывания. Все же за эти деньги нужно что-то делать, — продолжает Сорк.

Интересно, что подобные организации нередко прикрываются громкими брендами. Например, нашему спикеру сказали, что программу поддерживает департамент здравоохранения и правительство Москвы. Это, конечно, звучит заманчиво, особенно для пенсионеров, которых в очереди в таких центрах большинство.

По такому же пути идут и некоторые школы иностранных языков, фитнес-клубы. Для них само качество предоставляемых услуг ушло на второй план, а на первый вышло желание навязать клиенту кредит. Хотя, конечно, и в займе есть преимущество: например, у человека нет возможности купить годовой абонемент в тренажерный зал, тогда рассрочка может выручить его. Но, как правило, клиентам навязывают то, без чего он мог прекрасно жить. Как правило, в подобных организациях работают сильные психологи, которые знают, как играть на комплексах потребителей. Например, кому-то неудобно отказаться от предложения или показаться несостоятельным. Лишь единицы могут встать и уйти. Поэтому лучше по подобным приглашениям если и идти, то с кем-то: другом, супругом, родственником. Так выше вероятность заподозрить что-то неладное и вовремя уйти.

Интересная история произошла в Костроме, добавляет Сорк. Потребителя ввели в заблуждение и продали ему товар на 60 тыс. в кредит. Он обратился в полицию, там, видимо, его контакты передали юристам. С потерпевшим быстро связалась юридическая организация и предложила свои услуги. Они подписали договор на оказание услуг аж за 400 тыс. рублей. За эти деньги юристы должны были составить шесть правовых документов. У мужчины таких денег при себе не было, поэтому юристы отвезли его в банк, чтобы он снял нужную сумму со счетов. В итоге юрфирма составила шесть документов, среди которых были обращение в прокуратуру, уполномоченному по защите прав человека и президенту. Повезло, что судья, разбиравший это дело, был адекватным: он признал договор между юридической конторой и обратившимся неисполненным.

— Часто люди ищут адвоката, который бы был согласен с их позицией. А нужно искать того, кто съел собаку на схожем деле, — подчеркивает Сорк.

Читайте договор

Помимо кредитов у потребителей возникают проблемы и со страховкой. Во время семинара Диана спросила, кто читал страховой договор перед тем, как его подписать. Поднялась всего пара рук. Как правило, мы ставим подпись возле галочки и даже не вникаем, что включает в себя страхование машины, жизни или недвижимости.

— Представьте ситуацию: россиянин поехал отдыхать в Израиль, сломал ногу, ему там заменили сустав. У него была оформлена страховка и, приехав в родные края, он потребовал возмещения ущерба. Но компания отказалась ему компенсировать ущерб. В его договоре было написано, что страховым случаем считается заболевание, травма, экстренная или неотложная медпомощь, смерть, при условии, что это произошло на указанной в договоре территории и в указанное время.

Так вот замена сустава не входила в страховой случай, потому что эту операцию можно было сделать в России через месяц. Это можно было уточнить у страховой компании, но турист этого не сделал, — поясняет адвокат.

Кстати, кредитный товар можно вернуть в магазин, а договор расторгнуть. Но проценты банку все равно придется выплачивать. Что касается страховки, то ее покупают, как правило, в довесок к основной услуге: автомобилю, турпутевке или перелету. Главное помнить, что страховка или кредит — самостоятельные услуги, они работают по своим правилам, с которыми стоит ознакомиться, прежде чем подписать документ. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2018

Заголовок в газете: Берегите деньги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру