— Я давно влилась в проект «Сказки с оркестром», — рассказала актриса воронежским журналистам перед выступлением. — Сначала московская филармония предложила мне сделать сказку «Русалочка» Андерсена, которую я прочла в концертном зале Чайковского. Тогда, много лет назад, я очень нервничала. Я вообще была второй актрисой, кто читал сказки под оркестр. Но опыт получился удачным, отзывы были хорошие. С «Обыкновенным чудом» вообще получилось забавно. Мне предложили подготовить эту сказку Шварца, я согласилась и год ждала, пока выйду на сцену, потому что график концертов московской филармонии расписывается на 1,5–2 года вперед. Помню, в 2016-м, перед Новым годом, мне позвонили и предложили: «Марина, давайте с вами прочтем «Обыкновенное чудо» в Москве 10–11 февраля!» Я ответила: «Да, конечно! Я как раз свободна в эти дни!» На что администратор добавила: «…2018 года!» Не буду раскрывать все тайны, но могу сказать, что сейчас мне предложили прочитать еще одно замечательное произведение, и, возможно, когда-нибудь я приеду с ним в Воронеж».
«Принцессины» замашки
— Если бы выпустили ремейк фильма «Обыкновенное чудо», вы бы захотели сыграть в нем принцессу?
— Трудно сказать... Артист всегда хочет работать в компании талантливых людей. Конечно, если бы много лет назад Марк Захаров предложил сыграть мне принцессу, я бы не отказалась. А говорить в сослагательном наклонении о будущем трудно.
— Вы вообще часто играете принцесс, королев, императрицу Екатерину вот сыграли... Вам это амплуа еще не надоело?
— В любой принцессе есть какой-то каприз, какие-то скрытые эмоции. Если удачно прописан образ, он подкупает. Кроме того, для артиста большая удача, когда внутреннее и внешнее совпадает. Я и по жизни такая… немножко принцесса.
— В чем это выражается? Любите капризничать и приказывать?
— Приказывать тоже умею. Но в первую очередь, наверное, это выражается в отношении к самой себе и к окружающим. Я росла в атмосфере абсолютной любви, не испытывая в детстве никаких проблем. И от этого я выросла с таким «принцессьим» взглядом на жизнь — что все очень легко и просто, главное с людьми быть искренней.
— А были потом какие-то сложности, когда столкнулись с реальной жизнью?
— Я воспитывалась в семье военнослужащего, поэтому смогла со всеми этими трудностями справиться. Сильный характер очень помогает в жизни. Я, как Мюнхгаузен, вытаскиваю себя из болота за волосы.
«Мужчина всегда должен соблюдать субординацию»
— Вы как-то рассказывали, что не можете работать с режиссерами, которые кричат на актрис. Часто ли приходилось сталкиваться с подобным?
— Не могу сказать, что часто, но приходилось. И больше я с этими людьми не работаю. Я научилась ставить таких режиссеров на место. И считаю, что каждый актер в этом смысле должен иметь чувство собственного достоинства. Я твердо убеждена в том, что мужчина не должен кричать на женщину ни при каких обстоятельствах. Даже, несмотря на равноправие, за которое мы сегодня боремся. И неважно, режиссер ты или нет. Нужно всегда соблюдать субординацию.
— Когда такие вещи все-таки происходят, как реагируете? Можете расплакаться или убежать со съемочной площадки?
— Расплакаться я могу, когда встречаюсь с хамством. Я просто не знаю, как на него реагировать. Убежать со съемочной площадки тоже могу — всякое бывает. Как, наверное, и у любой женщины.
— Часто приходится наступать на горло собственной песне и соглашаться на проекты, интересные только в плане заработка, но не сами по себе?
— Да, в свое время было и такое. У меня были кредиты за квартиру, поэтому я соглашалась на проекты, в которых могла бы и не работать. Я не могу сказать, что мне прямо стыдно за них. Любую работу я всегда пытаюсь сделать качественно и профессионально. И я считаю, что подобные проекты принесли мне определенный опыт. Но при этом я понимаю, что от 30–40 процентов можно было бы отказаться.
— Вас всегда хвалят за пунктуальность. А есть какие-то недостатки, которые вам мешают жить?
— Я ленивая. Иногда мне лень идти на спорт или начать учить французский, который я уже много лет мечтаю выучить. Мне кажется, что у большинства русских природа такая — мы начинаем что-то делать, соображать и думать только в тот момент, когда нас приперло к стенке, что называется. Мы только что приехали из Японии, так у них менталитет совсем другой. Когда их загоняют в угол, у них начинается паника, поэтому они все рассчитывают на долгие годы вперед. У японцев все точно и четко, у русских же совсем другая ситуация. И, видимо, у меня еще не настал тот критический момент, чтобы я основательно взялась за французский язык.
«Быть мамой — самая тяжелая работа на свете!»
— А «ленивой мамой» позволяете себе иногда быть? Можете, к примеру, детям кашу полениться сварить?
— Мне повезло, меня есть помощница, поэтому кашу сварят, когда я не хочу этого делать. И я могу сказать, что быть мамой — это самая тяжелая работа на свете. Думаю, любая женщина с этим согласится. Сами подумайте, 24 часа в сутки нужно быть «включенной». И самое страшное, что иногда твое настроение и плохое слово может отразиться на ребенке в будущем. Об этом нужно помнить всем родителям, когда они поучают своих детей, кричат на них. Все это может обернуться какими-то комплексами, и потом вернется к родителям бумерангом.
— У ваших детей разница в три года. Поделитесь советом из личного опыта, как воспитывать детишек с такой разницей в возрасте, чтобы не было ревности?
— Будучи беременной вторым ребенком, я прочитала очень много литературы на эту тему. Чтобы не было ревности со стороны старшего, час в день нужно уделять только ему одному. Когда приходят гости к новорожденной, подарки нужно дарить не только ей, но и первому ребенку тоже. Вот такие нюансы позволяют старшему ребенку не чувствовать себя ущемленным. Но, я думаю, материнское сердце каждой женщине подсказывает правильные решения. Мы с мужем были на лекции удивительной женщины — Татьяны Черниговской, которая занимается исследованием мозга. У них вместе с Познером была лекция в Москве. И Татьяна Владимировна рассказывала, что до сих пор ученые никак не могут объяснить силу материнского инстинкта, и что это — самая сильная вещь, которая существует в природе.
— Ваш супруг — режиссер, является источником вдохновения? Он как-то помогает вам в вашей работе?
— Любимый человек должен всегда поддерживать, подсказывать и быть верным другом. Такую формулу счастья я нарисовала в своем сознании еще в детстве, и мой супруг таковым и является. Он очень сильно на меня влияет, хотя и дает свободу выбора.
— Актер Евгений Весник говорил, что актер «матереет» только к 50 годам. Только к этому возрасту ему уже есть, что сказать публике. Вы с ним согласны?
— Мне кажется, дело здесь не в возрасте! Порой смотришь на некоторых 50-летних и думаешь: «Боже, они еще такие дети!» А некоторые, в том же возрасте, выглядят такими старыми, такими уставшими от жизни. Мне, честно говоря, ближе те, которые дети. А вообще я считаю, что каждый артист должен бережно хранить этого внутреннего ребенка. А еще актер должен понимать, что он хочет сказать каждой своей ролью. И даже сегодня, выходя на сцену в проекте «Сказки с оркестром», я четко понимаю, о чем я буду говорить со зрителем. Если у актера нет желания высказаться, лучше уходить в другую профессию.