Воронежцам вновь приходят двойные платежки

Эксперт ГУ МВД рассказал, куда обращаться в случае коммунальной неразберихи

Суровая и беспощадная коммунальная реальность Воронежа регулярно подкидывает населению «сюрпризы», обостряя и без того накаленную непомерными платежами обстановку. Больше всего жителей нервируют двойные платежки — пожалуй, в городе уже не осталось ни одного человека, кто хотя бы раз не сталкивался с проблемой: кому платить, если пришли две квитанции от разных управляющих компаний? 

Эксперт ГУ МВД рассказал, куда обращаться в случае коммунальной неразберихи

Ситуацию на пресс-конференции попытался разъяснить начальник отдела по борьбе с экономическими преступлениями в сфере ЖКХ УЭБиПК ГУ МВД России по Воронежской области Олег Алтухов.

По словам Олега Алтухова, в споре управляющих компаний, в первую очередь, страдают жильцы. Тем, кто столкнулся с двойными «платежками», стоит сразу обратиться в государственную жилищную инспекцию или в любую госорганизацию, которая подскажет, кто же обслуживает конкретный дом. Эту информацию можно найти и на сайте ГЖИ. Оплачивать счета нужно по квитанциям той организации, у которой есть регистрация и лицензия на осуществление деятельности. Если вторая УК все равно активно присылает счета, то жильцам, их представителю или старшему по дому следует обратиться в суд.

Зачастую из-за быстрого темпа жизни у собственника не всегда есть время вникать, кто и какие квитанции ему бросает в почтовый ящик. Поэтому некоторые платят или по обеим платежкам, или по той, где сумма меньше. Или не платят вообще.

С управляющими компаниями тоже все не так просто. Например, официально дом обслуживает одна компания, а другая убирает подъезды или придомовую территорию. По факту услуги она оказывает, ей есть за что платить. Но действия руководителя этой УК могут быть расценены как самоуправство, что встречается в большинстве заявлений. А вот если деньги, которые поступили на счет организации от жильцов, руководитель УК обналичил — скажем, потратил на зарплату сотрудников — это уже можно расценить как хищение денежных средств. Потому что сначала нужно расплатиться с ресурсоснабжающими организациями. А им УК платят неохотно, поэтому уже четыре подобных уголовных дела до февраля отдадут в суд.

— Чтобы снизить количество таких преступлений, мы сейчас продумываем, как сделать так, чтобы воронежцы рассчитывались с ресурсоснабжающими организациями напрямую, — рассказал Алтухов.

Начальник отдела отметил, что в 2017 году управлению удалось выявить 26 экономических преступлений в сфере ЖКХ и жилищного фонда, из них особо тяжких и тяжких — 16. Также полицейские смогли раскрыть 34 преступления и 15 лиц привлечь к ответственности. На первый взгляд, кажется, цифры незначительные. Но Алтухов говорит, что это неплохой показатель: чтобы собрать доказательную базу, нужно допросить большое количество жильцов. Для сравнения: в 2016 году было раскрыто 7 преступлений и 7 лиц удалось привлечь к ответственности. Есть дела на сумму и 80 тыс. рублей, и 280 млн в случае махинаций с бюджетными ассигнованиями.

Кстати, за два года работы подразделения удалось наказать трех сотрудников из областного правительства, участвовавших в темных делах управляющих компаний. Но их фамилии Алтухов так и не назвал.

В тему:

Двойные платежки — не что иное, как следствие неустанной и подчас непримиримой борьбы коммунальщиков за рынок. Насколько ожесточенной она может быть, вполне могут судить потребители услуг, то есть, мы с вами. Но только те, кому доводилось проходить через круги коммунального ада, могут оценить масштабы этой войны по достоинству.

Жильцы-наблюдатели, растерянные, но добросовестные плательщики, чаще всего даже не представляют себе, на какие ухищрения идут коммунальщики в защите свои коммерческих интересов. Я уже рассказывала, как сама втянулась в водоворот коммунальных страстей, и поводом тому послужили как раз те самые пресловутые двойные платежки, которые стали приходить жильцам моего дома, в том числе, разумеется, и мне. История банальная: жители изгнали управляющую компанию и решили восстановить ТСЖ и вручить ему бразды правления домом. Однако через несколько месяцев уволенная УК вновь, как птица Феникс, восстала из пепла под видом организации с другим названием и стала присылать нам платежки, ссылаясь на то, что мы — жильцы — добровольно ее избрали. Протоколы собрания нам не показали, договор с ресурсоснабжающими организациями тоже.

Что делать в таких случаях? Как советует полицейское руководство — обращаться в ГЖИ. Только совет выглядит просто, а дело — нет. Мой запрос в ГЖИ рассматривали больше месяца, хотя историю нашего дома знали назубок. Я все не могла понять — зачем меня маринуют, если в итоге все равно пришлют тупую отписку? Потом поняла: это правило хорошего тона. Не может чиновник, даже если он хорошо знаком с ситуацией, взять и сразу ответить. Так чиновники растеряют к себе и к своим должностям всякое уважение. Заставлять ждать — это бюрократический этикет, даже если в результате ожидания вы получите официальное письмо, в котором вас пошлют на три веселые жилищно-коммунальные буквы. Так вышло и со мной. Оказалось, несмотря на сомнения жильцов, УК «СФГ-сервис» была внесена в государственный реестр, и ГЖИ грудью встала на защиту ее интересов. Более того, наше несчастное, многострадальное ТСЖ строго одернули: не смейте, мол, присылать свои платежки, не то хуже будет.

В итоге я подала в суд, и разбирательство шло несколько месяцев. Ленинский суд мои исковые требования удовлетворил. Оказалось, что УК «СФГ-сервис» — коротко говоря — включила в состав голосующих собственников жилья тех, кто не обладал правом выбирать управляющую компанию. Областной суд с выводами районной инстанции согласился, и «СФГ-сервис» таким образом оказался вне закона.

Судебный вердикт вступил в законную силу, а платежки от «СФГ-сервис» продолжали попадать в мой почтовый ящик. Увидев очередной квиток, я буквально онемела от возмущения: такой наглости я не ожидала даже от «СФГ-сервис», насчет репутации которого я не имела никаких иллюзий. На следующий месяц они вновь прислали платежки, и меня посетило смутное желание обратиться в правоохранительные органы. Но коммунальщики меня опередили. В один прекрасный день я получила судебное извещение из пятого участка мирового суда, из которого стало понятно, что «СФГ-сервис» желает получить с меня деньги за обслуживание. Вдумайтесь: компания, которая незаконно присвоила себе право обслуживать мой дом, решила получить с меня деньги через суд! Но обратилась не в Ленинский суд, который выносил решение по моему иску, а в мировой, где о проделках УК ничего не знали. И можно не сомневаться, что представитель УК не уведомил мировой суд о том, что по данному вопросу имеется вступившее в законную силу решение. В мировом суде, конечно же, разобрались в деталях, судебный приказ отозвали, представитель коммунальной организации ушел из судебного участка, несолоно хлебавши. Но каков посыл! Это все равно, что впарить человеку краденый товар и пытаться получить за него деньги через суд! Масштаб наглости поистине впечатляет.

Угадайте, какой с тех пор меня посещает вопрос? Знали коммунальщики, что организовали «кривое» собрание, что оно неправомочно и незаконно? Знали. Зная это, сумели влезть в госреестр и узаконить свое право обслуживать дом? Опять положительный ответ. Значит, намерение обмануть жильцов все-таки налицо? А является ли такое уже осуществленное намерение составом преступления? Имеется ли у жильцов резон все-таки обратиться в правоохранительные органы? Может быть, стоит хотя бы попытаться отбить у коммунальных аферистов охоту бороться за рынки мошенническим путем?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2017

Заголовок в газете: Синдром двойных платежек

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру