Воронежский автоэксперт о платных парковках: не поторопились ли власти с нововведением

Горожане активно поддерживают опубликованную в интернете протестную петицию

Как уже сообщалось в предыдущем выпуске «МК в Воронеже», стоянка в центре станет платной весной 2018 года. По условиям концессионного соглашения, заключенного сроком на десять лет, белгородское ООО «Городские дороги» вложит в проект около 150 млн руб. для оборудования 6000 парковочных мест на 52 улицах центральной части города. Территория платных парковок распространится от цирка до железнодорожного вокзала и от площади Заставы до ВГУ.

Горожане активно поддерживают опубликованную в интернете протестную петицию

Парковки будут работать 12 часов в сутки (с 8:00 до 20:00). В вечернее и ночное время рабочей недели, а также в праздничные и выходные дни стоять в центре можно будет бесплатно. Городскому бюджету поначалу будет перепадать 25% от выручки, а когда первичные инвестиции окупятся (ориентировочно через 5,5 лет), то — 40%.

Автомобилисты должны платить за каждый час парковки в будни по 40 руб./час. За 15 минут после остановки нужно успеть оплатить парковку либо освободить место. В соответствии с нормами областного закона размещение транспортного средства на платной парковке без оплаты будет караться штрафом в размере 1500 руб. Депутаты позаботились об этом еще в 2015 году.

Рассматривать такие дела будут не ГАИ и не суды, а районные административные комиссии. В их состав включаются депутаты, чиновники, сотрудники полиции, представители общественности. Для выявления и фиксации нарушений воронежские дороги будут бороздить не менее десятка автомобилей, оснащенных небезызвестными «парконами».

Целью этой затеи заявлены «повышение безопасности дорожного движения, упорядочение парковки и снижение нагрузки на автомобильные дороги, создание комфортных условий передвижения участников дорожного движения».

Отодвинуть наступление всеобщего счастья может только традиционное несоответствие громких заявлений властей реалиям жизни. Так было с возрождением троллейбусного движения, увеличением доли муниципальных перевозок до 40%, строительством десятка развязок по всему городу. Так происходит и сейчас с обустройством дорог «умными светофорами» и реконструкцией транспортного узла на пересечении 9 Января и Антонова-Овсеенко. Правда, когда дело касается отъема денег у населения, то на долговременную отсрочку надеяться не стоит.

Любо, братцы, любо

На удивление, известие о скором запуске проекта платных парковок с нескрываемой эйфорией встретили некоторые общественники. По мнению сопредседателя общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова, центр города разгрузится на 40–50%. Он выразил уверенность, что люди со средними доходами «не потянут платную парковку» и будут вынуждены пересесть на общественный транспорт. А его коллега Михаил Аксенов в дополнение посетовал, что в выходные парковка все же останется бесплатной.

На сайте общественников появилась большая статья в поддержку идеи платных парковок с вызывающими и сомнительными утверждениями: «Халява закончилась, завтра придется платить!», «процент людей, имеющих личный транспорт, невелик: большинство передвигаются на общественном транспорте...». А вот еще: «скоро Воронеж вздохнет полной грудью, улицы города заиграют новыми красками, а на проспекты и бульвары придет новый порядок». В этом месте я сразу вспомнил классику: «И тут Остапа понесло!»

Большинство читателей, оставивших свои комментарии в интернете, выразили недоумение и несогласие с такой однобокой позицией. И ведь, правда, трудно согласиться с пассажем о низком уровне автомобилизации в Воронеже притом, что у нас на 1000 жителей приходится более 300 автомобилей. По этому показателю мы обогнали уже многие города-миллионники!

Отдельные активисты советуют всем сомневающимся в целесообразности данного проекта обратить свой взор на Москву, где изначально тоже было много противников платных парковок, а теперь там полнейший порядок. Ну, что же, давайте посмотрим.

Московские хроники

Пилотный проект по введению платных парковок в столице России стартовал в ноябре 2012 года. Начинали с 50 руб. за час стоянки. Через три года зона платных парковок вышла за пределы третьего транспортного кольца (ТТК), а ее стоимость в центре достигла 200 руб./час. Сегодня там уже 80 тыс. платных парковочных мест.

По данным департамента транспорта Москвы, пять лет назад на центральных улицах могли парковаться более 15 тыс. автомобилей, сейчас количество мест для платной парковки сократили в 4 раза. Автомобилисты все чаще отказываются от поездок в центр города на личных автомобилях: около 70% населения пользуются общественным транспортом. Это один из самых высоких показателей среди европейских городов.

При этом работа пассажирского транспорта в Москве организована, действительно, на высоком уровне. А по сравнению с Воронежем — так просто идеально: метро работает до часу ночи, а наземный транспорт — и того дольше. Новый подвижной состав, неукоснительное соблюдение графиков, единый проездной на все виды транспорта, гибкая система скидок.

Во многих местах автобусы и троллейбусы ездят по специально выделенным полосам, что зачастую позволяет им передвигаться быстрее, чем легковому транспорту. Ну, и не стоит забывать, что только за прошедшую пятилетку в Москве построены и реконструированы десятки транспортных развязок. Проложено почти 700 км новых автомагистралей, что сопоставимо с протяженностью всей улично-дорожной сети Воронежа.

Однако даже это не привело к кардинальному улучшению дорожной ситуации. По информации Дептранса, за последние два года средняя скорость движения по Садовому кольцу и ТТК упала на 14,5%. Это подтверждают и другие источники: на преодоление многих участков улиц в центральной части Москвы в 2017 году требовалось больше времени, чем пять лет назад.

Месяц назад пришлось поехать в Москву на машине, и я на себе испытал все «прелести» нового порядка. От Воронежа до МКАД со всеми остановками доехали за 4,5 часа. А вот оставшиеся 20 км до места назначения карабкались по столичным улицам еще 2 часа. Затем полчаса кружили в поисках парковки.

Возвращаться пришлось в вечерний час-пик. Это был уже настоящий ад: от центра до МКАД ехали 3 часа! В бесконечном вое сирен и калейдоскопе проблесковых маячков. Полицейские с трудом сгоняли транспорт с забитых донельзя полос, чтобы быстрее доставить к ужину уставших от непосильного труда чиновников, депутатов и прочей элиты. В общем, на ближайшие лет пять я прививку от Москвы получил.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что для решения проблем с пробками в столице нужно радикально ухудшать условия эксплуатации личного автомобиля, вплоть до введения платного въезда в отдельные районы города. Впрочем, чиновники наверняка довольны и сейчас: в 2016 году плата за парковку принесла в столичный бюджет 4,3 млрд руб., еще 13,1 млрд поступили от штрафов за нарушение правил дорожного движения. Вот, видимо, эти цифры и не дают покоя нашим апологетам платных парковок.

У ЗаМКАДышей

В 2006 году вышел в свет указ Президента РФ №1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». В нем предписывалось «принять неотложные меры, направленные на увеличение пропускной способности улиц и дорог, организацию работ по строительству и обустройству достаточного количества мест для парковки транспортных средств, подземных и надземных переходов».

Причем данные требования адресовались конкретно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а реализовываться должны были, в первую очередь, в административных центрах этих субъектов. Видно, в Кремле уже тогда предчувствовали транспортный коллапс, надвигающийся на крупные города. Спустя два года Виктор Кирьянов, будучи главным автоинспектором России, с грустью отметил, что проблемы решаются из рук вон плохо.

Воронеж не стал исключением. Прошедшие десять лет чиновники кивали то на устаревший генплан, то на дырявый бюджет, кормили горожан радужными обещаниями и не утруждали себя какими-либо реальными делами. В областном центре за это время не появилось ни одной транспортной развязки. Не построено ни одного нового подземного перехода. Один из немногих имевшихся (у «Детского мира)» — закрыли. Правда, построили надземный переход у автовокзала на Московском проспекте, но до того экономили на людях, что далеко не каждый человек в состоянии им воспользоваться. Пешеходы продолжают ходить по проезжей части, рискуя жизнью.

Заявления о строительстве в центре города 5–7 многоуровневых парковок на 2,5 тыс. мест оказались забытыми. Не появилось и ни одной бесплатной перехватывающей стоянки по периметру обозначенной зоны платной парковки, хотя тоже обещали. При этом бизнес-центры без лишней суеты плодились, как грибы.

Трамваю приказали долго жить, троллейбусу — имитировать свое присутствие. Оголтелые маршрутки, одновременно подъезжающие к остановкам по 6–8 штук, трудно назвать цивилизованным общественным транспортом. В то же время на многих улицах до сих пор нет и такого. Выделенная полоса для общественного транспорта между двумя остановками на Плехановской сгорела со стыда, едва появившись на свет. Вероятность попасть в ДТП, будучи пассажиром, выросла в разы.

Такая жизнь постепенно отучала горожан пользоваться общественным транспортом и заставляла пересаживаться на личный. Так, что не случайно Воронеж поднялся на 3-е место в стране по количеству автомобилей на душу населения.

Но автомобилистам тоже нелегко. Безумные запреты на все и вся мешают движению. При этом с дорожными знаками — откровенный бардак. Например, на Плехановской у дома № 49 один знак круглосуточно запрещает остановку автомобилей под угрозой эвакуации, а другой, через 10 метров, запрещает стоянку, но только в ночное время. Чему верить? И таких ребусов в городе — десятки в каждом районе, но никому до этого нет дела.

И вот на фоне многолетнего бездействия власти решили, что Воронежу для счастья не хватает только платных парковок. Сейчас стоящие в центре города машины создают пробки, их таскают эвакуаторы, водителей нещадно штрафуют. А по весне в тех же местах плати коммерсантам — и никому уже мешать не будешь. Как говорится, все гениальное просто.

А ведь расплачиваться за это поспешное и непродуманное решение придется не только автомобилистам, но и пассажирам, и пешеходам. Да всем горожанам. Скоро все дворы в зоне платной парковки и рядом с ней будут забиты автомобилями. Неминуемо начнется эра «шлагбаумизации» города. Естественно, за счет самих жителей.

В пылу борьбы с чужаками полосатыми палками перегородят свободный доступ автомобилям оперативных служб: полиция перестанет патрулировать дворы, тащить больного до «скорой помощи» придется намного дальше. На такси «до двери» уже не подъедешь. Конфликты вплоть до драк и вандализма гарантированы. Кто сомневается — опыт Москвы вам в помощь!

По всему видно, рано в Воронеже паркоматы ставить: заторы не исчезнут, а новые засады появятся. Многие горожане это понимают, активно поддерживают опубликованную в интернете петицию против платного паркинга в центре города. Но кого из власть имущих это волнует? Похоже, очень скоро чьи-то коммерческие интересы в очередной раз победят здравый смысл.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Сага о парковках

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру