В Воронеже прошли гастроли Донбасс Оперы

Сегодня в Донецке к оперному театру отношение особое — ведь это главный театр ДНР

Сказать, что спектакли Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко (Донбасс Опера) имели успех у воронежской публики — значит не сказать ничего. Это был подлинный триумф. Триумф высокого искусства и силы духа тех, кто даже в нечеловеческих условиях войны сохраняет верность своему призванию.

Сегодня в Донецке к оперному театру отношение особое — ведь это главный театр ДНР
Фото: Александр Самородов

На военном положении 

Поездка Донбасс Оперы по городам России (до Воронежа труппа побывала еще и в Волгограде) организована в рамках зарубежной программы проекта «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ. Показу спектаклей предшествовала пресс-конференция. Разумеется, журналистов интересовало, как существует театр в столь непростых условиях. Генеральный директор Донбасс Оперы заслуженный деятель искусств Украины Евгений Денисенко сравнил ополчение Донбасса с защитниками Москвы и Ленинграда в годы Великой Отечественной и вспомнил, какой тяжелой для театра была ситуация в 2014 году:

— Наш театр не прекратил работу ни на один день. Конечно, были потери — кто-то ушел в другие театры, кто-то на фронт. Театр остался без пяти дирижеров, за них встали музыканты, некоторых из которых мы отправляли на обучение. Один из них — нынешний главный дирижер театра Юрий Парамоненко. 

— Мы не знали, будет ли работать театр, я думала, а буду ли я еще петь когда-нибудь? — продолжает разговор ведущая солистка театра, заслуженная артистка Украины Татьяна Плеханова.— Для жителей Донецка мы проводили два бесплатных спектакля — оперетту и детский спектакль. Пришло очень много народа, те, кому не хватило мест, даже плакали. Я помню, люди тогда говорили: «Ну, раз есть еще опера, значит, мы живем».Это очень ответственно. Мы вносим в театр свою душу, мы хотим, чтобы эта культура и красота поддерживала людей.

Удивительное явление: театр, расположенный всего в 12 километрах от линии разграничения противоборствующих сторон (по сути — линии фронта) — не только поддерживает на высоком уровне довоенные спектакли, но и выпускает новые. Даже когда в результате обстрела были уничтожены декорации к 13 спектаклям, работа театра не остановилась.

Музы не молчат

В Воронеже Донецкий театр показал две постановки — «Бал-маскарад» Джузеппе Верди и «Турандот» Джакомо Пуччини. «Бал-маскарад» был первой премьерой театра, подготовленной в военных условиях. Спектакль был поставлен в рекордные сроки. Режиссером-постановщиком выступил народный артист России, профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ, ведущий солист и режиссер Мариинского театра Юрий Лаптев; дирижер-постановщик — главный дирижер Донецкого театра оперы и балета Юрий Парамоненко.

В опере «Турандот», поставленной Александром Лебедевым (г. Санкт-Петербург) и невероятно красочно оформленной заслуженным художником Украины Надеждой Швец (г. Харьков), ведущие партии блестяще исполнили Татьяна Плеханова, Светлана Малеева, Евгений Бойко и другие. Спектакль был поставлен еще до войны и с успехом показывался на фестивале в Испании. Это одна из сложнейших опер мирового репертуара, требующая исполнителей высочайшего уровня. Не каждый театр может позволить себе ее постановку даже в мирных условиях. Сам факт сохранения спектакля в репертуаре Донбасс Оперы говорит о высоком творческом потенциале театра.

Оба спектакля были восторженно встречены воронежской публикой. Это объясняется не только тем, что «Бал-маскарад» не шел в нашем городе более 30 лет, а «Турандот» вообще никогда не ставилась. Спектакли Донбасс Оперы являются образцом высочайшей постановочной культуры, когда спектакль представляет собой художественное целое, где воедино слиты все компоненты — музыка, сценическое действие, оформление. Часто ли в последнее время мы наблюдаем подобное на сцене местной оперы? Особенно, если вести речь не о премьерах, а о спектаклях, эксплуатируемых десятилетиями?

Постановки Донбасс Оперы выдержаны в классических рамках, но воспринимаются как живые и современные. Звучание оркестра, работа хора заслуживают самых щедрых похвал. Возникло ощущение, что у нас в гостях побывал вполне благополучный европейский театр — настолько высоко удается коллективу «держать планку» даже в особых условиях.

Главный театр республики

Сегодня в Донецке к оперному театру отношение особое — ведь это главный театр ДНР. Вот почему и средства (пусть и скромные) на новые спектакли находятся — сейчас готовится к постановке «Пиковая дама» Петра Чайковского. «Недавно в зрительном зале заменили все кресла», — с нескрываемой радостью сообщил журналистам директор театра. Об этом почему-то вспоминаешь, усаживаясь на продавленные и залатанные кресла воронежского оперного, которые за полвека (мирных полвека) так и не удосужились поменять…

И еще. Воронежская публика, известная своей добротой, щедро наградила гостей криками «браво» и аплодисментами. А вот официальные власти такого события как будто и не заметили. Не нашлось сколь-нибудь значимого чиновного лица, способного выйти после спектакля на сцену и поблагодарить этот прославленный коллектив. Странно, не правда ли?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 22 ноября 2017

Заголовок в газете: Искусство непобедимых

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру