Приватизация русского языка: наглость — второе счастье

К августу в лингвистических войнах за владение русскими словами наступило затишье

Лето в Воронеже оказалось весьма богатым на конфликты вокруг русского языка.

К августу в лингвистических войнах за владение русскими словами наступило затишье

Причем поводы к таким конфликтам, вызвавшим бурные дебаты, оказались не лингвистическими, а чисто коммерческими. Оказалось, что простые русские слова могут приносить изрядный доход прямо из воздуха, и это взбудоражило самые разные организации: корпорацию «Молвест» Аркадия Пономарева и подмосковное ООО «Кохмайстер Рус», столичную кулинарную лавку братьев Караваевых и не менее кулинарную воронежскую лавку Варвары, юридические фирмы и отдельных адвокатов нашего города, а также целый Совет Федерации РФ.

Хорошо в краю родном

К августу в лингвистических войнах за владение русскими словами наступило затишье, но лишь один из конфликтов можно считать завершенным: воронежский «Молвест» пытался отсудить у «Кохмайстера» право на товарный знак «Родной край» и не отсудил.

Дело в том, что «Молвест» не мог использовать товарный знак «Молоко родного края» для своих продуктов, потому что ООО «Кохмайстер Рус» (представитель немецкой Panman Gmbh) зарегистрировало товарный знак «Родной край», под которым выпускало сливочное масло и майонез. «Молвест» требовал прекратить правовую охрану этой пары слов, поскольку, мол, ООО уже три года им не пользуется, пора и другим поторговать «Родным краем». А «Кохмайстер» представил суду договора и накладные о поставках масла «Родной край» с 2012-го до 2017-го, образцы упаковок, фотки продукции и скриншоты сайтов с рекламой масла. Последний из договоров был подписан всего за три дня до подачи «Молвестом» иска в суд. 

Истец пытался зародить в этом сомнения: мол, договор еще не доказывает реальности поставок, но суд счел доказательства ответчика очевидными и достаточными и отклонил иск. А с чего «Молвест» взял, что название «Родной край» давно не используется, осталось неизвестным.

Холдингу надо искать другие слова для названия своих продуктов, приватизировать их и получать с них доход, если какие-нибудь наивные коммерсанты их использовали, а зарегистрировать право на слова не догадались. Ну, как это сделали участники другого лингвистического сражения, в котором тоже столкнулись интересы воронежских и московских предпринимателей.

Кулинария отменяется?

Комиссия воронежского УФАС приостановила разборку об авторском праве на слова «кулинарная лавка» и передала его на патентоведческую экспертизу в Торгово-промышленную палату Воронежской области с вопросом: «Является ли коммерческое обозначение «Кулинарная лавка Варвары» с приложением фото на вывесках тождественным с зарегистрированными товарными знаками ООО «Селена»?».

Теперь ТТП придется мучиться из-за несовместимых желаний и рыбку съесть, и репутацию не угробить откровенным попранием здравого смысла.

ООО «Селена» требует от ИП Рубанова О.В. 17 млн рублей ущерба от использования товарного знака «кулинарная лавка». Потому что первую такую лавку открыл ресторатор и основатель «Селены» Евгений Каценельсон в 2007-м. Тогда всяких мясных, бакалейных и кондитерских лавок хватало, а вот кулинарной — ни одной. Варвара свою лавку в Воронеже открыла в 2012-м, в 2013-м «Селена» зарегистрировала знак «Кулинарная лавка братьев Караваевых», что ни у кого не вызвало возражений, но затем Роспатент зарегистрировал право ООО и на товарный знак «Кулинарная лавка». Это именно оно, мол, изобрело такое словосочетание и теперь материально страдает из-за пользования другими их оригинальным изобретением.

Счет к Варваре «Селена» определен по ценам для фирм, согласных работать по лицензионному договору с «Кулинарной лавкой братьев Караваевых»: 8,5 млн руб. Но в связи с «серьезными убытками правообладателя от невозможности развивать в регионе бизнес», которые нанесло «Селене» наличие в Воронеже «Кулинарной лавки Варвары», материальные претензии к ней удвоены: 17 млн руб. Именно столько, мол, потеряли братья от того, что 2,8% из числа москвичей, которые знают кулинарию Караваевых, в Воронеже сбиты с толку и думают, что у Варвары найдут караваевские пирожки. Там, мол, и интерьеры чем-то похожи, и оборудование, что свидетельствует о злом умысле воронежцев. И если они не заключат договор, пусть оплатят ущерб и меняют название, как уже сделали в Перми, Самаре, Сочи и др.

Аналогичные бои идут сейчас в Брянске, Краснодаре, Волгограде, Тамбове; сотни миллионов можно собрать за изобретение слов «кулинарная лавка»! И это не шутка и не черный юмор, а суровая российская реальность.

 Теперь Караваевы могут вчинить иски всем издательствам, в книгах которых встречается эта пара слов. Например, у таких классиков, как Эрик Рассел, Джеймс Хедли Чейз, Уильям Фолкнер, О. Генри, Стивен Кинг — все они отныне потенциальные должники господина Каценельсона — не фиг пользоваться чужими изобретениями!

А Роспатент в ответ на путинский вопрос «Вы что там, совсем оборзели?» ушел в несознанку и отсылает всех удивленных к антимонопольщикам — как в УФАС скажут, так и будет.

В соцсетях многие воронежцы не смогли понять принципиальную разницу между выражениями «кулинарная лавка» и, например, «пивной бар». А бизнесмены, похоже, еще не почувствовали опасности новейших столичных технологий приватизации русских слов и выражений. А зря: им еще раз придется платить лингвистическим рейдерам. Ау, ребята, владеющие пивбарами, вы не в курсе, кто-нибудь зарегистрировал уже слова «пивной бар» как собственное изобретение и товарный знак? При нынешней продажности чиновников зарегистрировать можно хоть черта лысого. Кулинарные лавки от Камчатки до Калининграда тоже думали, что у этой песни слова и музыка народные, а теперь с них трясут миллионы! Так что пивным барам стоит приготовиться. Как и «торговым центрам», «адвокатским бюро», «книжным лавкам» и т.д. По статистике арбитражных судов количество дел по защите интеллектуальной собственности стремительно растет по 20% в год. Материальные богатства страны успешно поделены, и теперь пришла пора приватизации слов и лингвистического рейдерства.

Политический окрас

Без описанных лингвистических сражений следующая информация могла бы показаться полным бредом или фейком, но теперь выглядит вполне серьезной и уже вызвала шквал комментариев с политическим подтекстом самых солидных СМИ, депутатов и чиновников. Больше того, она укрепляет общероссийский тренд на приватизацию русских слов.

В Совете Федерации РФ предложили присвоить России копирайт на использование русского языка во всем мире — чтобы прищемить хвост зарубежным русскоязычным СМИ, если они не отчитываются перед Россией об источниках финансирования. Иначе говоря, в сенате желают ввести разрешительную систему письменного использования русского языка за рубежом.

Многие комментаторы поразились: уже несколько лет все центральные телеканалы страны кипят возмущением Украиной, пытавшейся вытеснить русский язык из восточных областей — а теперь сами его запретим? 

Следующие шаги, по логике сенаторов, — установить прайс на авторские отчисления за пользование письменным русским языком, ввести патенты на использование устного русского языка и принять закон об уголовной ответственности за несанкционированное его использование. А нарушителей разыскивать через Интерпол.

Маразм крепчает?

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2017

Заголовок в газете: Ловцы слов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру