Как бензиновая ОПГ победила Воронежское УФСБ

Госструктур, контролирующих бензиновый бизнес, — больше сотни

УФСБ по Воронежской области поделилось совершенно фантастической историей о преступлении и наказании. Оно вскрыло, два года отслеживало и собрало четкие доказательства преступной деятельности хорошо организованной группы начальников и менеджеров дочек Российской нефтегазовой компании —ОАО «Воронежнефтепродукт» (76 АЗС в Воронеже и области) и ЗАО «Воронеж–Терминал» (нефтебазы). Группу назвали «ОПГ Головащенко» — поимени экс-босса обеих фирм Головащенко Игоря Николаевича, который греб сразу на двух галерах.

Госструктур, контролирующих бензиновый бизнес, — больше сотни

Госструктур, контролирующих бензиновый бизнес — больше сотни, но преступления с использованием нанотехнологий им явно не по зубам. Какие-то из них вросли в систему, другие заполнены братьями-сестрами, свояками и племянниками больших начальников и не способны толком надзирать и контролировать, а просто устроены на теплые места, третьи — и то, и другое вместе.

Прокуратура — да, регулярно шерстит воронежские автозаправки, особенно после того, как сам Путин в прошлом году вдруг заявил, что в России на заправках бензин чуть ли не ослиной мочой разбавляют. Прокуратура регулярно обнаруживает на АЗС недолив, подмену бензина более дешевым, вместо дизельного — топливо для котельных, просто левый бензин без документов и жестоко карает нарушителей административными делами и представлениями.

Но только УФСБ выявило «устойчивый канал хищения финансовых средств с использованием своих должностных полномочий путем внедрения в компьютерную сеть автозаправочных комплексов (АЗК) вредоносных программ». Афера позволила стирать из базы данных АЗК сведения о проливах нефтепродуктов, недоливать бензин клиентам на 1, 2 и 3% и продавать бензин мимо касс, что причинило особо крупный ущерб предприятию и государству — не менее 150 млн руб. Опера отследили деятельность ОПГ с 2012 года; судебные процессы прошли в этом году. Последний приговор, верхушке группы, Левобережный райсуд вынес в конце июля. И приговор этот — страшный для всех нас. По сути, это приговор российской судебной системе.

УФСБ выявило активных членов ОПГ: Головащенко И.Н., гендиректор ОАО «Воронежнефтепродукт» (он же — и.о. гендиректора ЗАО «Воронеж–Терминал»); Гончаров Н.Д., замгендиректора ЗАО «Воронеж-Терминал»; Лебедь С.Д., замгендиректора ОАО; Саркисов А.В., управляющий сектором управления АЗК/АЗС «Воронежнефтепродукта»; Сачков О.В., главный специалист контрольно-ревизионного отдела ОАО; Стуков С.А., начальник службы АЗК ООО «РН-Информ», обслуживавшей АЗС «Воронежнефтепродукта»; Болохонов О.В. и Пилиев А.С., менеджеры АЗК № 77 и 71; Бережной С.А. и Рыжов А.Н., специалисты программирования, ремонта и обслуживания топливо-раздаточных колонок (ТРК) из Белгорода; Полудневич С.Я.,инженер по обслуживанию ТРК из Краснодарского края.

Первые пятеро — верхушка ОПГ, именно им вынесен последний июльский приговор. Ближайших подельников Головащенко лично вытащил из разных мест в 2012-м, внедрил в свои предприятия на довольно высокие должности и обеспечил съемным жильем за счет фирмы; главное, это были свои, надежные люди.

ОПГ оперировала нанотехнологиями: перепрограммировали коды ТРК фирмы «Scheidt&Bachmann» на «Воронежнефтепродукте» так, чтоб недоливать бензин клиентам, корректировать счетчики ТРК и удаленно управлять данными о технологических проливах в ком-пьютерной программе АЗК — АСУ «Сибинтек АЗС».

Весной 2012-го программист Полудневич С.Я. передал Бережному микропрограммные коды для блоков «Калькулятор цен Т20» и «Диалоговый модуль» ТРК «Scheidt&Bachmann». В июле 2012-го Бережной, Рыжов и Пилиев протестировали жульнические программы в Россоши на АЗК №77 Российской нефтегазовой компании. Стуков создал программу для стирания в базе данных АСУ сведений о проливах, а Полудневич, Бережной и Рыжов с 07.07.2012 использовали ее на 27 АЗС Российской нефтегазовой компании вплоть до периода с 14.09.2017 по 30.09.2017, когда опера УФСБ пресекли деятельность ОПГ и изымали блоки в ТРК «Scheidt&Bachmann».

Затем эксперты НИИ проблем технической защиты информации раскрыли сущность мошеннических программ, которые позволили ОПГ эксплуатировать ресурсы АЗС №№ 1, 3, 37, 52, 63, 67 и 170 Российской нефтегазовой компании для сбыта похищенного бензина — не менее 150 тысяч литров. Это снизило прибыли ОАО только за 2014-й на сумму не менее 150 млн руб. и лишило экономического эффекта затрат за 2013 и 2014 годы на 21,18  млн.

Подсчитать убытки от подрыва доверия воронежцев к АЗС Российской нефтегазовой компании возможным не представляется.

13.10.2014 ОРД Следственного отдела УФСБ по факту совершенного преступления возбудил уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ.

Члены ОПГ признались, покаялись и обещали, что больше так не будут, и заключили досудебные соглашения о сотрудничестве. В январе-феврале 2017-го их уголовные дела выделили в отдельные производства.

Однако вся кропотливая работа УФСБ пошла под хвост суду, самому гуманному в мире: сначала Коминтерновский райсуд Воронежа осудил нижнюю часть ОПГ и признал Болохонова (приговор от 17.03.2017), Пилиева (27.03.2017), Рыжова (24.04.2017), Стукова (3.05.2017), Бережного (4.05.2017) и Полудневича (22.05.2017) виновными по ч.3 ст.273 УК РФ и дал им всем по 1 году и 6 месяцев лишения свободы.

Условно, а вы что подумали? На основании п.п. 9, 12 Постановления Госдумы РФ от 24.04.2015 «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов». А иначе за что наши отцы и деды воевали?

Это особо крупный размер, организованной группой, да еще и с использованием высоких должностей— «условно» здесь часто случается.

А 27 июля Левобережный райсуд под председательством судьи Горохова С.В. вынес приговор верхушке «ОПГ Головащенко». На 100 станицах! Со всеми деталями и подробностями тщательной работы оперов УФСБ чуть ли не по минутам: как создавали ОПГ и привлекали соучастников, как разрабатывали и использовали нанотехнологии, как совершенствовали конспирацию, получали доходы и делили добычу. Все расписано подробнейше с указанием адресов, паролей, явок, номеров, марок и цвета автомобилей членов ОПГ, дат и времени установки мошеннических устройств на каждой АЗС, как и когда вывозили с нефтебаз неучтенное топливо, где и кому продавали.

Приговор переполнен словами «преступная деятельность». Суд пришел к выводу, что обвинение полностью подтверждено доказательствами, и учел степень общественной опасности ОПГ. И вот приговор.

Головащенко И.Н. по ч.3 ст.33, ч.4 ст.160 УК РФ — 3 года лишения свободы и штраф 1 млн руб.; по ч.3 ст.33 и ч.3 ст.273 — 2,5 года; по ч.1 ст.285 — 1 год.

Путем частичного сложения окончательное наказание — 4 года и штраф 1 миллион.

Гончаров Н.Д. — 2,5 года и 500 тысяч.

Лебедь С.Д., Саркисов А.В. и Сачков О.В. — по 3,5 года и по 500 тысяч.

А под каждым приговором каждому из верхушки «ОПГ Головащенко» вырублена топором одна и та же главная фраза: «В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 3 года».

В общем, поураганили практически без последствий. На зависть всем мелким воришкам, пойманным за руку и севшим на нары.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2017

Заголовок в газете: И нефть смывает все следы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру