Но зоркий глаз градоначальников узрел лукавцев, а городская Дума решила, что повторный демонтаж – не повод для предварительных уведомлений. В итоге торговые точки были без жалости и предупреждения снесены. Кому из воронежцев мешали киоски и павильоны?
Ольга Анисимова – еле двигающаяся пенсионерка 79 лет. Живет одна, дети – в столице. Сейчас продукты и вещи первой необходимости помогают покупать соседи. Раньше Ольга Васильевна могла сама доковылять до «димитровского» рынка. Теперь на его месте стоит здание «Придача», больше напоминающее торговый центр. Рядом есть магазины, но в них – самообслуживание, что для пожилого человека, видящего с трудом, не самый удобный вариант.
Ольга Каратеева работает рядом с цирком, часто спускается в переход за покупками. Новость о том, что скоро торговых точек там не останется, ее, мягко говоря, не радует.
– Я зашла в салон сотовой связи, там стекло на мой телефон стоит 1200 рублей, а в переходе – 150 рублей. В одном из магазинчиков продавцы всегда посоветуют, какой алкоголь лучше взять, в другом – предупреждают, если колбаса не очень свежая. Там ведь уже пару десятков лет как сформирована клиентская база, а теперь это все будет разобщено. Да и какой толк от этого воронежцам? Скоро альтернативы магазинам вообще не останется, – замечает Каратеева.
С другой стороны, пару лет назад по решению мэрии был демонтирован павильон в микрорайоне ВАИ на остановке «Хладокомбинат». Он стоял примерно в 50 метрах от детской площадки, в нем водка лилась рекой, алкаши справляли нужду прямо в песочницу, не стесняясь малышей. Жители умоляли снести этот «кильдим», писали бесконечные обращения, звонили в редакции местных СМИ. Хозяин павильона тогда вальяжно вышагивал по своим питейным хоромам и говорил, что ничего не изменится: как стоял здесь павильон, так и будет стоять.
Но через полгода после этого заявления разливную убрали. Для жителей ближних домов это был лучший подарок к Новому году.
Маркетолог Дмитрий Казанцев уверен: Воронеж нужно полностью очистить от киосков и павильонов, чтобы они не портили эстетику города. Убежден, что цены от этого кусаться не начнут.
– Сейчас повсеместно открываются пекарни и кулинарии. Визуально это выглядит привлекательнее. Совсем недавно рядом с моим домом открыла пекарню местная сеть фастфуда. Каждый день там стоит толпа покупателей, которые разбирают продукцию в считанные часы. Потому что приятнее покупать выпечку в цивилизованном магазине. Мне кажется, воронежская торговля уже давно должна перенять европейский опыт, а не торговать с земли, – поясняет Казанцев.
Спорить о том, как оно должно быть, можно долго, но это бессмысленно. Городские власти за несанкционированную торговлю взялись основательно, поэтому вряд ли более 500 НТО удастся до конца года удержаться на муниципальной земле.