Елена Яковлева: «Я не стесняюсь своего возраста»

Народная артистка РФ пообщалась с воронежцами на творческом вечере

Имя народной артистки РФ Елены Яковлевой известно, наверное, каждому. Ее Таня Зайцева из «Интердевочки» принесла актрисе всенародную популярность, а благодаря «Каменской» она стала для каждого практически членом семьи.

Народная артистка РФ пообщалась с воронежцами на творческом вечере

Но, несмотря на многочисленные и, как правило, очень яркие и запоминающиеся роли, звездная болезнь так и не коснулась своим крылом Елены Алексеевны. Актрисе, в отличие от многочисленных коллег, всегда каким-то непостижимым образом удавалось идти по жизни без интриг и скандалов, не эпатируя, не выпячиваясь... При этом Яковлева не «скрывается за вуалью», на вопросы зрителей и журналистов отвечает охотно, открыто, не утаивая и не приукрашивая действительности. Может, поэтому к ней давно приклеилось звание всенародной любимицы.

Через тернии к звездам

Почитатели Елены Яковлевой в очередной раз смогли убедиться в этом, посетив творческий вечер актрисы, который прошел в Воронежском концертном зале. Сначала на экране минут 20 демонстрировались кадры из лучших картин Яковлевой, а потом на сцене под бурные аплодисменты появилась и сама актриса. В модных укороченных узких брючках и черной тунике, расшитой цветами. Как говорится, просто и со вкусом.

— Спасибо, что пришли! Я иногда себе позволяю такие вот праздничные дни, и сегодня в Воронеже у меня тоже праздник — я могу поделиться с вами историями из жизни, своими ощущениями… И говорить своими словами, а не «по написанному». Благодаря таким встречам, я имею возможность встряхнуть свою память, окунуться в прошлое, — с ходу обратилась актриса к воронежцам. — А вы пишите мне записки, потому что я не очень люблю «моноложить». Когда их соберется достаточное количество, я начну отвечать на ваши вопросы.

Актриса пообещала «пробыть с воронежцами ровно столько, сколько ее ноги смогут выстоять на каблуках». Елена Алексеевна долго рассказывала о своем детстве и юности, о первых ролях. Оказывается, когда в 1978 году она пришла поступать в Харьковский институт культуры, ее не приняли, заявив, что у девушки полностью отсутствует сценическая заразительность. До того как прийти все-таки к делу своей жизни, Яковлева успела поработать картографом, библиотекарем в Харьковской научной библиотеке и комплектовщицей на радиозаводе. Как выяснилось, мама Елены Алексеевны была против ее поездки в Москву, а профессию актрисы считала несерьезной. Поэтому девушка и решила самостоятельно заработать на поездку. Правда, как только нужная сумма была собрана, у отца Елены подошла очередь на автомобиль. А денег не хватало. Всю сумму девушка отдала родителям и снова принялась усердно работать.

Но и о мечте не забывала — много читала, учила стихи и басни. Одним словом, готовилась стать артисткой! Особенно ее потрясла картина Андрея Тарковского «Сталкер».

— Я тогда еще даже не знала, что это за режиссер, но уже стала следить за его творчеством. Я до сих пор преклоняюсь перед его талантом, считаю Тарковского величайшим режиссером современности. Жаль, что я не родилась лет на десять раньше — иначе все время искала бы встречи с ним в надежде сняться в его картине, — вспоминала артистка.

Но судьбу не обманешь, и в конце концов Яковлева все-таки поступила в ГИТИС.

— Я считаю, что мне очень повезло — я с первого раза поступила. Причем это был один из последних курсов, когда студентов набирали хорошие педагоги. Сейчас их все меньше и меньше… Тех, у кого действительно можно чему-то научиться. А сейчас даже самый средний актер может набрать курс и преподавать в вузе. Я надеюсь, что государство наконец-то одумается и поймет, что искусством тоже надо заниматься, вернет в театральные вузы настоящих педагогов. Или хотя бы будет им чуть-чуть побольше платить, чтобы они с желанием шли преподавать. Сейчас же это невыгодно финансово. Мало кто захочет за 15 тысяч рублей биться над лоботрясами, — посетовала Яковлева.

Сыграть Джульетту помешала… задница!

Яковлева поведала, что в университете ее преподаватель Ирина Ильинична Судакова частенько упрекала ее в несоответствии внутренних и внешних данных.

— Как только она надо мной не издевалась! Но без этого ничего бы из меня не получилось. Я тогда была полненькая, весила 68 килограммов! Она говорила: «Ты могла бы играть Джульетту, но с такой задницей это не возможно! Ты толстая, как корова!» А какая еще могла быть задница у молодой девочки, которая жила в общежитии? Тех двадцати рублей, которые мне ежемесячно присылала мама, хватало только на макароны. Их и ела с утра до ночи…

На вопрос, что ближе, театр или в кино, Яковлева однозначно ответить не смогла.

— Это совершенно разные сферы. В кино нужно делать все, не преувеличивая — ни эмоциями, ни лицом. А на сцене кривляться так, чтобы дальним рядам было понятно, а первым — не слишком противно смотреть. В театре каждый спектакль актер проживает заново и учитывает те недостатки, которые совершил в прошлый раз. Я волнуюсь перед каждым выходом на сцену, потому что театр — это живое. Но, если честно, работать я люблю и в кино, и в театре. Хотя фильмы со своим участием не смотрю — вижу слишком много недостатков. Как хорошо, что в театре мы не видим себя со стороны, — призналась артистка.

«Пять лет я с ужасом ждала «настоящего мужчину»

Посмеялись зрители, когда Яковлева рассказывала об «Интердевочке».

— Тогда было принято писать письма, и в театр они доставлялись мешками. Да-да, именно мешками! По большей части, конечно, хвалили. Иногда ругали. После выхода «Интердевочки» одна женщина написала: «Я бы с вами, Елена, даже на одной лестничной летке жить не стала!» Причем обращалась именно ко мне, а не к моей героине. Но одно письмо запомнилось больше всего. «Лена, вы просто очаровательны! — писал мужчина. — Я, к сожалению, фильмов с вашим участием еще не видел, так как сижу 15-й год в колонии строгого режима. Но у меня есть журнал с вашей фотографией на обложке. Мне разрешили повесить ваш портрет над кроватью! Не пройдет и пяти лет, как я выйду на свободу, и у вас появится шанс познакомиться с настоящим мужчиной! Умным, мужественным, красивым… Это все обо мне! Жди! Через 5 лет я буду стоять у служебного входа с тремя красными гвоздиками». И я ждала! С ужасом! Все пять лет! Каждый раз, прежде чем выйти из театра, я смотрела на улицу через окошко наверху. И если видела мужчину с тремя гвоздиками, не выходила, пока тот не уходил, бросив цветы. Вот так боялась я этого мужественного человека!

Рассказала Елена Алексеевна и об уходе из театра «Современник», которому посвятила много лет своей жизни.

— Галина Волчек взяла меня в труппу «Современника» сразу после института, — рассказала Яковлева. — Тогда вообще иногородних редко брали, так что мне в очередной раз повезло. Мы с ней поставили много замечательных спектаклей — некоторые игрались по 25 лет! Я очень благодарна Галине Борисовне, но всему, даже самому хорошему, рано или поздно приходит конец. Мне кто-то говорил, что к 50 годам у женщин что-то с психикой происходит… Свой юбилей я как раз отмечала на сцене «Современника», играла в «Пигмалионе». И, стоя за кулисами в образе чумазой девочки-цветочницы, я вдруг поняла, что зритель-то знает, что сегодня мне стукнуло 50, а я, как придурочная, скачу по сцене и напеваю: «Ля-ля-ля». Произошла какая-то переоценка ценностей. Я потом всю ночь не могла уснуть. Это раньше, когда не у всех были телевизоры и не было интернета, можно было и в 70 лет играть на сцене Анну Каренину или Джульетту. Сейчас все про всё знают, и обманывать зрителя до такой степени не стоит. Джульетту должна играть молодая артистка, да и цветочницу отнюдь не 50-летняя тетечка. Я поняла вдруг, что из-за таких, как мы, которые до 80 лет играют Раневскую, не развивается театральная молодежь.

«По кодовому слову проведу на спектакль!»

Творческий вечер Яковлева закончила на позитивной ноте. Елена Алексеевна поведала, что очень счастлива в настоящий момент.

— У меня есть муж, прекрасный 24-летний сын, загородный дом и возможность завести много собак. Пока у меня их четыре, но, думаю, это не предел. Кстати, в Воронеже перед спектаклем меня свозили в гости в замечательный дом, где обитают не только собаки и кошки, но и козы, лошади... Я даже позавидовала хозяйке этой эко-фермы. Но я осознаю, что приехать и посмотреть — это одно, а ухаживать за таким большим количеством животных — совсем другое… Я счастлива, что у меня есть любимая работа. Я занимаюсь тем, что мне нравится, да еще и зарплату за это получаю. Сейчас у меня есть хоть какие-то деньги, в отличие от того, что было 20–30 лет назад. А еще я абсолютно ни о чем не жалею и не стесняюсь своего возраста. Бороться с ним бесполезно. Но мы все равно будем!

Извинившись, что не успела ответить на все вопросы, Елена Яковлева предложила воронежцам альтернативу.

— Воронеж недалеко от Москвы, и вы, наверняка, частенько бываете в столице. Как приедете в следующий раз, посмотрите афишу, в каких спектаклях я играю. Смело подходите к служебному входу, и просите позвать меня. Когда я выйду, скажите: «Лена, помнишь Воронеж? Обещала!» Это будет наше кодовое слово, — предложила актриса. — Поверьте, у меня всегда есть возможность провести бесплатно на спектакль 2–3 человека. Кстати, в мае в театре им. Пушкина как раз состоится премьера спектакля о закулисной жизни, где я играю. Так что милости просим!

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру