В 107 школ региона 1 сентября пришли 198 ребят с ограниченными возможностями. Заболевания у таких детей самые разные, но большинство связано с нарушениями интеллекта и с проблемами опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
С 2013 года в России не существует термина «необучаемый», поэтому каждый ребенок имеет право получить образование, а государство берет на себя ответственность работать с любыми детьми. Всего на систему общего образования в регионе уходит около 9 млрд рублей в год. Затраты на обучение ребенка с ограниченными возможностями в коллективе полностью здоровых детей существенно дороже. Так, норматив годовых трат на обучение ребенка в школе составляет 31 тыс. рублей. Чтобы обучить школьника, например, с диагнозом аутизм, нужно 612 тыс. рублей. На обучение в детском саду норматив для обычного ребенка – 35 тысяч в год и 262 тысячи для аутиста.
- Но это не дороже, чем содержание ребенка в специализированном интернате. Мы осознанно идем на увеличение объемов финансирования. Эти затраты оправданы, поскольку помогают сделать чуть более счастливой хотя бы одного ребенка и одну семью, - считает руководитель областного департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов.
Существует три формы обучения детей с ограниченными возможностями, и все они действуют на территории Воронежской области. Какую форму выбрать, решают родители совместно с медиками, работающими с ребенком постоянно. Одна из форм обучения – пребывание ребенка в специализированном образовательном учреждении, чаще всего, интернатного типа. На территории региона работают 23 таких учреждения. Второй вариант – дистанционное обучение детей-инвалидов со сложными заболеваниями, при которых дети просто не могут выходить из дома. В таком формате в регионе обучается 181 ребенок. Им на помощь приходят новые технологии, которые позволяют благодаря компьютеру и видеоконференц-связи видеть все, что происходит в классе, общаться с учителем и сверстниками во время уроков и на переменах, а благодаря интерактивной доске полностью включаться в классную работу. Третий вариант - обучение в общеобразовательной школе по адаптированной программе. Это тот самый вариант инклюзии в чистом виде, главная цель которой – подготовка ребенка к дальнейшей жизни в обществе.
Введение нового стандарта инклюзивного обучения предваряла масштабная подготовка. Но Воронежской области в этом смысле было немного проще, чем другим регионам. Еще до вступления в силу единого образовательного стандарта, в воронежских школах и детских садах по адаптированным программам занимались около 1300 детей-инвалидов. Эта цифра сопоставима с контингентом специализированных учреждений, где обучаются 1930 детей. По прогнозам в течение 2-3 лет эта цифра сравняется.
- Но подчеркну, что никто не ставит задачу отказаться от специализированных учреждений, как это было с детскими домами, когда мы старались устроить всех сирот в семьи. Здесь от специализированных учреждений никто отказываться не собирается, - заверил Олег Мосолов.
Более 400 педагогических работников прошли курсы повышения квалификации, прежде чем начать работать по новым стандартам, ведь для того, чтобы принять хотя бы одного ребенка с ограниченными возможностями, в школе должна быть готова целая команда, начиная администраторами и заканчивая психологами, логопедами, учителями по специализациям.
Уже сейчас в Воронежской области есть несколько специалистов, которые обладают всеми необходимыми знаниями и опытом, чтобы передавать его другим педагогам. Кроме того, подготовлено около 300 специалистов, которые могут работать с детьми. По оценкам департамента, не меньше 50% всего педагогического состава Воронежской области в ближайшие 3-4 года должны пройти такую подготовку.
Педагоги спешат развеять опасения по поводу того, что школьник с ограниченными возможностями будет тормозить обучение всего класса. Согласно инклюзивным стандартам, инвалид не должен мешать своим присутствием учебному процессу. В случае возникновения любых проблем на помощь должен прийти специально обученный помощник. Кроме того, ребенок осваивает свою собственную адаптированную программу, не влияющую на программу общеобразовательной школы. К тому же, в соответствии с нормами СанПиН, количество детей в инклюзивном классе меньше, чем в среднестатистическом, то есть педагог сможет уделить больше внимания каждому ученику.
По мнению руководителя департамента, инклюзия позволяет адаптировать «нестандартного» школьника в обществе и научить общество принимать такого ребенка. Правда, чиновники не скрывают, что с начала действия эксперимента по инклюзивному образованию в некоторых школах возникали конфликты, причиной которых было непринятие «особенных» детей у школьников и их родителей. Во всех конфликтах удалось разобраться на местах.