Красота в кредит - страшная сила

Как посетительницы «салонов здоровья» становятся жертвами афер с крупными займами

- Алло! Анастасия? Здравствуйте, вам звонят из московского журнала и медицинского центра "Красота и здоровье", - слышу я на том конце провода. - Мы хотели бы пригласить вас на бесплатную консультацию наших специалистов.

- Извините, а где вы взяли мой телефон?

- Нам его подсказала ваша знакомая...

Как посетительницы «салонов здоровья» становятся жертвами афер с крупными займами
Фото из открытых источников

Примерно так начинаются навязчивые звонки операторов салонов красоты-однодневок, которые вот уже несколько лет в Воронеже растут как грибы после дождя. Последняя организация, куда меня приглашали на бесплатные процедуры омоложения и снижения веса, называлась причудливо - что-то типа валиологического центра. К счастью, я туда не пошла, а вот многим воронежским дамам не повезло - после бесплатных процедур они каким-то чудесным образом выходили из медцентров ... с чемоданчиком ненужной им косметики и кредитом в банке, сумма которого обычно переваливает за 100 тысяч рублей.

Мастера мимикрии

Журналист Оксана Селиверстова чуть было не попала на удочку мошенников. По накатанному сценарию ей позвонила женщина, которая рассказала, что в рамках реализации федеральной программы "Здоровье женщины" (совместно с департаментом здравоохранения) ее приглашают на бесплатную консультацию в центр "Здоровье женщины" (он же - "журнал"). Попросили взять паспорт и медицинский полис.

- Пригласили на консультацию специалистов на выбор - косметолога, трихолога и психолога. Когда пришла туда и увидела гламурную обстановку, у меня закралось подозрение, что здесь что-то не так, - рассказывает Оксана. - Трихолог начал мне тыкать в голову каким-то аппаратом и рассказывать, что, если я через полгода не прибегну  к срочнейшему восстановлению кожно-волосяного покрова, через полгода я облысею. Я поняла, что сейчас меня начнут "разводить". Дальше на мониторе компьютера трихолог начала показывать пугающие картинки: здоровые луковицы волос и мои, серые. Я всегда думала, что голова - не самое приятное место в человеческом теле, но чтобы настолько...

"Лечение" волос нашей коллеги оценили в 121 тысячу рублей! Платеж предложили разбить на шесть лет и платить по 2,5 тысячи в месяц.

- Когда я сказала, что мне это не подходит, тетенька в белом костюме доктора начала меня "продавливать" - говорила, как это выгодно, - вспоминает Оксана. - Это было чистейшей воды психологическое давление. Мне попытались еще и навязать комплекс вины, прямым текстом сказав, что высокопрофессиональный специалист потратил на меня время. Я вскочила - сказала, что на этом наш разговор нужно прекратить - и выбежала из кабинета.                                                                  

А вот другой пример. Пенсионерка Ирина Лебедева (имя изменено по просьбе женщины), сама того не понимая, чуть было не оказалась жертвой другого салона-однодневки. Причем, узнала о нем не по телефону, как обычно, а из рекламной листовки, которую ей дали в гипермаркете. Все остальное было как под копирку: ей выпал шанс безвозмездно, то есть, даром пройти обследования сердца и сосудов, а также предлагалось бесплатное лечение варикозной болезни. Услышав про лечение варикоза, женщина согласилась. На следующий день ей уже звонили и приглашали в салон и попросили прихватить с собой паспорт с полисом.

- Добираться нам с подругой пришлось по 40-градусной жаре, салон мы нашли не сразу, и, когда зашли туда, были уже никакие. Мне пообещали, что в рамках федеральной программы я пройду бесплатные процедуры и мне подарят путевку в санаторий им. Горького.

Перед началом процедур у женщины подскочило давление - до 140. Несмотря на это, таблетку от давления и головной боли так называемые "медики" ей не дали. Более того - тут же приступили к процедурам: сначала засунули в массажный мешок (кстати, массаж ног при варикозном расширении вен противопоказан), а после - на иглоукалывание.

- Мне все это показалось странным, но я понадеялась на то, что, раз это медицинский центр, здесь меня не обманут и помогут, - рассказывает Ирина Леонидовна. - У меня совсем начало выпрыгивать сердце, и тут меня попросили подписать договор на дальнейшее лечение. Как выяснилось, платить мне понадобится 30 процентов. Но я даже не знала суммы, которую мне предстояло заплатить. Понадеялась, что не больше 10 тысяч рублей. В договоре, который я подписывала, не было указано ни одной цифры. Я подписала договор, моя подруга, которую, кстати, угощали каким-то чаем, - тоже. Мы вышли из офиса, прошли остановку и только после этого я стала приходить в сознание. Открыла договор, а там было написано, что я должна салону 100 тысяч рублей и еще 30 тысяч - проценты. Для моей пенсии в 8 тысяч рублей эта сумма была катастрофическая!

Когда женщина через полчаса вернулась в центр, чтобы расторгнуть договор (Ирине Леонидовне говорили, что она всегда сможет это сделать), ей сказали, что юриста нет на месте, а без него расторгнуть договор невозможно. Тянуть волынку с юристом - излюбленная "фишка" "однодневок". Иногда даже изобретательные специалисты этих фирм предлагают перезаключить договор, в результате вы получите не один, а два кредита.

Дочь Ирины Лебедевой посоветовала обратиться маме в центр по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре. Там женщине помогли грамотно составить претензию, чтобы расторгнуть договор с "медицинским центром". Но за процедуру все-таки пришлось заплатить - 5 тысяч рублей.

И вот еще одна любопытная подробность. Ни одна женщина, обратившаяся в центр защиты прав потребителей, в полицию не пошла. Почему? По словам клиентов, это бесполезно - ведь договор подписали добровольно. А под воздействием гипноза или в полном сознании - это органам не интересно.

Признаки салонов-"однодневок

1. Телефонные номера                                                 

Обратите внимание на телефонные номера, с которых совершаются звонки. Как правило, вам звонят не со стационарных телефонов, а с мобильных. Причем, часто с разных номеров. А когда вы хотите перезвонить в салон, номер чаще всего оказывается недоступным.

2. Отсутствие вывески

Салоны-однодневки не любят «светиться», поэтому не удивительно, что у них нет ни сайта, ни стационарного телефона, ни даже вывески. Больше всего такие "салоны красоты" и "медцентры" напоминают офисные помещения.

3. Неизвестная косметика

Однодневки не вкладываются ни в оборудование, ни в косметику известных профессиональных брендов.

4. Паспорт

Вас, конечно, попросят взять с собой на "бесплатные процедуры" паспорт. Но никогда не берите его с собой. Он нужен не для того, чтобы оформить медицинскую карту или пройти через вахту, а для того, чтобы оформить на него потребительский кредит.

5. Читайте бумаги              

Готовьтесь к тому, что вам вручат много листочков с просьбой поставить пару формальных подписей после процедуры. Но держите ухо востро - именно среди этих листочков, возможно, будет фигурировать ваше согласие на предоставление вам кредита.

Как не стать жертвой

Сотрудники консультативного центра по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре помогли расторгнуть договоры с фирмами-однодневками 15-ти жительницам Воронежа и области. А если взять брать и консультации по телефону, это в общей сложности – около 30 человек. Самый большой косметический кредит, с которым обратилась к юристам центра одна из обманутых женщин, - 160 тысяч рублей. Причем клиентка, которой навязали такой кредит, получала пенсию 7-8 тысяч рублей. Ее ежемесячные платежи по кредиту составляли 6700 рублей. Очень странно, что банк одобрил столь крупный займ при таком скромном доходе пенсионерки…

Итак, почему все же девушки и женщины соглашаются подписать ненужный им договор? Дело в умелом эмоциональном и психологическом давлении, уверены специалисты Роспотребнадзора.

- Процедуры длятся час-полтора, - говорит начальник консультативного центра по защите прав потребителей регионального Роспотребнадзора Анна Милашова. - После них человеку может стать плохо. И если в этот момент, когда он себя чувствует не совсем комфортно или, наоборот, расслаблен, к нему начинает кто-то приставать с просьбой подписать какой-то договор, он подпишет его, не читая. И в этом - самая большая ошибка.

Так что же содержит пакет документов, который подсовывают жертвам? Обычно это договор купли-продажи или договор на оказание услуг, а также заявление в банк на присоединение к публичному договору кредитования и согласие с его условиями. С таким заявлением банк открывает счет на имя заявителя и переводит кредитные средства фирме. Теперь покупатель обязан погасить кредит. Как такового договора кредитования на руки клиенткам в фирмах-однодневках не дают - предпочитают отдавать распечатку платежей и допстраховку.

- Очень многие женщины бегут к врачам и просят: "Напишите, что эти процедуры принесли мне вред, что у меня поднялось давление". Это совершенно бесполезная вещь, - отмечает Анна Милашова. - Она полезна в одной случае - если вы будете обращаться в полицию и прокуратуру. Если вы хотите расторгнуть договор кредитования, то это трата времени. Если вред от процедуры есть и вы собираетесь обращаться в полицию, то этим нужно заниматься уже после того, как расторгнете договор и вам выдадут документы, что к вам нет никаких претензий. Ведь, если вовремя не расторгнуть договор, в конце месяца вам начислят пеню.

По словам юриста, медлить нельзя ни в коем случае: через неделю будет уже поздно, потому что банк к этому моменту переведет деньги на счет фирмы. В этом случае нужно идти туда, где вы этот договор подписывали - в офис компании. Отказываются принимать ваше заявление на расторжение договора? Это неправомерно. Но претензию нужно составить грамотно - со сроками исполнения, с требованиями, с описанием ситуации, при которой вы этот договор подписали.

В претензии, которую вы предъявляете в фирму, нужно потребовать расторгнуть договор купли-продажи и вернуть затраченные деньги. Не забудьте указать срок для ответа компании. Если та не ответит на вашу претензию в указанные сроки, вы имеете право обратиться в суд.

Расторгнуть договор можно на основании ст.450 ГК РФ (существенное нарушение договора другой стороной), либо в судебном порядке признать договор недействительным как заключенный под влиянием заблуждения.

Если вы попали в сети фирм-однодневок, вам помогут сотрудники Центра защиты прав потребителей. Звоните по телефону: 263-68-38 и на горячую линию Роспотребнадзора - 8-800-700-92-84.

                                                                                

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 30 сентября 2016

Заголовок в газете: Красота в кредит - страшная сила