МВД в очередной раз озаботилось борьбой с коррупцией в Госавтоинспекции

Предыдущие реформы успехом не увенчались

Пять лет назад с подачи тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева милиция была переименована в полицию. Он объяснил это тем, что «нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно», а в рабоче-крестьянской милиции такие, мол, иссякли.  Многие тогда отнеслись к этой идее скептически и даже негативно. Ведь к тому времени уже был реальный опыт переименования ГАИ в ГИБДД (1998 год), который со всей очевидностью показал, что простым изменением аббревиатуры заскорузлые проблемы решить невозможно.

Предыдущие реформы успехом не увенчались
Министр внутренних дел запретил ГАИ использовать мобильные радары. Фото: Наталия Губернаторова

Прошедшие годы дали понять, что и переименование всего ведомства ничего по сути не изменило. Ни полиция в целом, ни ее структурное подразделение по борьбе с аварийностью так и не стали честными и неподкупными защитниками интересов российских граждан.

Из пустого в порожнее

В общем, пора все начинать сначала. Но так как время очередных глобальных переименований еще не пришло, то работа по наведению порядка продолжается пока на ведомственном уровне с помощью приказов, распоряжений, указаний. В целях предупреждения и пресечения правонарушений коррупционной направленности в подразделениях Госавтоинспекции министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев  подписал в конце июня очередное грозное указание. В нем констатируется, что во многих регионах возросло количество выявленных фактов взяточничества среди сотрудников ДПС. Сложившаяся ситуация не только ставит под угрозу эффективность работы по предупреждению аварийности, но и вызывает обоснованную негативную реакцию населения на деятельность ГАИ. Продолжается практика оценки результатов работы инспекторов по количеству выявленных нарушений, что приводит к фальсификации административных материалов. Впрочем, это уже давно не новость.

Еще в 2012 году замначальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Павел Бугаев призвал «не на словах, а на практике избавляться от «валового» подхода, «палочной» системы, акцент в работе делать на предупреждение ДТП, оказание помощи и содействия участникам дорожного движения». Но это был глас вопиющего в пустыне. Ничего не изменилось. Недавно один из инспекторов ДПС прямо на судебном заседании заявил мне о наличии плана по нарушениям, чем немало смутил судью.

А вообще об этом системном пороке начали вести речь еще лет 20 назад, когда министром был Анатолий Куликов. И вот уже пятый по счету министр пытается похоронить «палочную систему», а она живет и процветает! Потому что не знают у нас другого способа отчитаться перед вышестоящим начальством, кроме как количеством выявленных нарушений. В последнем указании действующий министр потребовал запретить выпуск на линию патрульных автомобилей без работающих видеорегистраторов, а все помещения, используемые для оформления административных материалов, оборудовать средствами видеонаблюдения. Здравая мысль, хотя тоже не новая.

Помнится, еще лет десять назад на всех стационарных постах ДПС в Самаре по указанию начальника городской ГАИ Игоря Рудакова были установлены камеры наблюдения. Не выходя из кабинета, в любое время дня и ночи он мог узнать, чем дышат его инспекторы. Такое «ноу-хау» очень понравилось местным автомобилистам, а вот начальство стало выражать неудовольствие.

Бывший в то время начальником ГУВД Самарской области Александр Реймер даже увольнял со службы чрезмерно прогрессивного руководителя ГАИ. Но история все расставила по своим местам: Реймер – под арестом по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями и мошенничестве на 3 млрд руб. Игорь Рудаков после увольнения по выслуге лет несколько лет руководил департаментом организации дорожного движения мэрии, а сейчас возглавляет один из районов города. По-прежнему пользуется уважением автомобилистов.  

Руки прочь

С 10 июля 2016 года министр распорядился прекратить применение в повседневной деятельности мобильных средств фото-видеофиксации нарушений ПДД. Запрету подлежат все приборы, которые позволяют вручную удалять информацию о зафиксированном нарушении. Среди них «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и другие. Если инспектор продолжит использовать такой прибор, его будет ждать дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения из органов.

К слову, в Воронежской области эти радары – уже давно большая редкость. Наш регион уже давно является лидером по внедрению автоматических комплексов видеофиксации нарушений ПДД. На данный момент в регионе функционируют уже 148 таких систем. К 2020 году предполагается увеличить их количество до 626. За прошедший год с помощью таких комплексов было наложено штрафов на сумму 1,3 млрд руб. В текущем году автомобилистам направлено еще почти 700 тысяч «писем счастья».

Начальник региональной ГИБДД Евгений Шаталов на одной из довольно редких в последнее время пресс-конференций заявил, что «наша задача – это правильное применение средств фото- и видеофиксации, правильность и полнота вынесения постановлений по нарушениям, а также мы смотрим на их эффективность с точки зрения безопасности дорожного движения…»

 Однако с решением этой задачи не все так гладко и однозначно. Генпрокуратура РФ уже заявляла о том, что во многих регионах  камеры ставятся не для борьбы с аварийностью, а для откровенного пополнения бюджета. У нас мы часто видим, как системы видеофиксации устанавливаются как раз там, где водителя легче заманить в ловушку. Обычно в этих местах неправильно установлены дорожные знаки, отсутствует необходимая разметка, не обеспечены условия видимости.

В нарушение ранее изданных приказов МВД инспекторы ДПС в Воронеже вообще перестали работать с передвижными комплексами (КРИС-П). Приборы уже давно передали каким-то коммерсантам, которые устанавливают их по своему усмотрению. Известны случаи и откровенного жульничества. Например, измеритель скорости устанавливают недалеко от начала городской черты, где еще можно ехать с разрешенной скоростью 90 км/час. Однако прибор настраивают так, будто он стоит в городе, где нельзя превышать скорость 60 км/час. Чуть ли не каждый проехавший мимо – без вины виноватый. И редко кто замечает этот подвох.

Никакой автоматической передачей данных по выделенным каналам связи здесь, в принципе, не пахнет. Нарушения записываются на обычную флешку, которую по окончании дежурства «дружинники» лично доставляют в подразделение ГАИ. В общую базу все загружается в ручном режиме, не исключающем влияние человеческого фактора.

А недавно одному автомобилисту удалось в суде отменить постановление о превышении скорости, зафиксированном стационарным комплексом. Оказалось, что этот «КРИС» фотографировал автомобиль с расстояния, при котором изготовитель прибора не гарантировал достоверность результатов.

Опрошенный в суде представитель Центра видеофиксации ГИБДД утверждал, что все работающие в Воронеже комплексы настроены одинаково. То есть, по сути, он признал наличие массовых нарушений при вынесении постановлений.

Несмотря на заявления руководства ГАИ о том, что автоматические комплексы разительным образом снижают аварийность, мне ни разу не довелось услышать конкретный адрес и сравнительные цифры статистики, подтверждающие данный постулат.

Необыкновенный кросс

Также Владимир Колокольцев потребовал от региональных руководителей полиции расширить формат взаимодействия с гражданами и общественностью для получения доверительной информации о нарушениях закона со стороны сотрудников Госавтоинспекции.

А тут и повод появился на деле проверить, как выполняется указание министра. В вечернем выпуске региональных новостей на прошлой неделе показали забавный сюжет. На стационарном посту ДПС на автодороге «Воронеж – Луганск» общественник снял на камеру несколько фактов передачи денег водителями большегрузных автомобилей в руки инспекторам ГАИ. Причем брали деньги без особой боязни, практически открыто.

При попытке активиста получить объяснение происходящему действу «двое из ларца» монотонно твердили что-то о чистоте своей совести. Правда, несмотря на клятвенные заверения в честности, один из них при первой возможности скрылся за гаражами и метнулся в лесополосу. Бесстрастная камера запечатлела наспех спрятанные под деревом бумажные купюры на сумму более 20 тыс. руб. Вот и все, на что способны прошедшие через сито нескольких переаттестаций инспекторы. И это лучшие из лучших?

По сообщению представителя СУ СКР по Воронежской области Елены Мануковской, «следователями был проведен осмотр места происшествия, приняты объяснения от сотрудников полиции, изъяты видеоматериалы. По результатам доследственной проверки будет принято процессуальное решение».

В порядочном обществе после таких скандалов непосредственные руководители подозреваемых в преступлении инспекторов молча подают в отставку, а рангом повыше – получают предупреждение о неполном служебном соответствии. Но это не про Воронеж. Наши начальники начнут сейчас округлять от удивления глаза и рассказывать байки про очередную паршивую овцу, которая все безгрешное стадо портит. В общем, если бы не дотошный общественник, нам бы оставалось верить руководству ГИБДД, которое без устали твердит заученные мантры об успешном завершении очередной реформы.

Кстати, от девяти начальников территориальных органов МВД РФ министр будет ждать предложений о соответствии занимаемой должности руководителей региональных Госавтоинспекций. Есть в этом перечне и Воронежская область.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 10 августа 2016

Заголовок в газете: Плоды реформы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру