Максим Аверин: «Возвращаться на пепелище "Глухаря" - мне не интересно!»

В Воронеже прошел моноспектакль звезды телесериалов.

На прошлой неделе в Воронеже с моноспектаклем-откровением побывал известный актер Максим Аверин, известный широкой публике по сериалам «Глухарь» и «Склифосовский». Теперь же воронежцы смогли увидеть и другие стороны его таланта – в этот вечер зрители услышали в исполнении актера стихи Роберта Рождественского, Давида Самойлова, Владимира Маяковского, Бориса Пастернака и Владимира Высоцкого, избранные монологи, а также песни Александра Вертинского.

В Воронеже прошел моноспектакль звезды телесериалов.

Про Аверина говорят, что театр и кино у него в крови. Еще бы – как никак сын мосфильмовского художника-декоратора, да и со съемочным процессом знаком не понаслышке с 6 лет. В театре играет с 9-ти, правда, в прошлом году неожиданно взял и покинул родной «Сатирикон» в котором верой и правдой служил долгих 18 лет. Впрочем, на нехватку работы Аверину грех жаловаться. Скорее, на нехватку времени. Актер активно снимается. Участвует в телепроектах и успешно гастролирует с собственными моноспектаклями. Об этом, и многом другом Максим рассказал воронежским журналистам во время визита в столицу Черноземья.

«В бизнесе я могу вдохновлять!»

- Недавно вы снялись у Аллы Суриковой в картине «Любовь и сакс» для чего вам пришлось отрастить и покрасить волосы в белый цвет, а также участвовать в трюках…

- Да, съемки закончились только 30 мая. Режиссер настаивала, чтобы я играл в парике, но мне это надоело. Вы ко мне лысому привыкли. А я не привык привыкать. Решил, что пора меняться. А что касается трюков, то все это за уши притянутая история. Как будто это редкость, что артисты сами выполняют многие трюки. Но я всегда делаю это разумно -- спрашиваю профессионалов, могу ли я это делать. Если риск огромный, меня никто и не допустит к этой работе. А так я, слава Богу, пластичный артист, и с тем, что в моих силах прекрасно справляюсь. Чего я только не делал за свою длинную жизнь – и прыгал, и скакал, и летал! В театре много травм было… Как-то Раневскую спросили: «Фаина Георгиевна, вы на сцене никогда не забываетесь в роли?» На что она ответила: «Если бы я забывалась, упала бы в оркестровую яму!» Я как раз этим и грешу. То разобью где-нибудь голову, то руку разорву, то вобью себе в ногу меч насквозь... Да-да, и такое было. Съемочный процесс, так же как и репетиционный в театре, полны экстрима. Всегда, когда ты пускаешься в новое плавание, ты не ведаешь, что нового там будет тобою найдено или раскрыто.

- Максим, вы в прошлый приезд рассказывали, что мечтаете открыть свой ресторан и театр. Какие-то шаги в этом направлении уже сделаны?

- Не всегда то, что говорится, является руководством к действию. Что касается ресторана, то я не бизнесмен – я лишь могу кого-то вдохновить. Если бы я подключился, я бы согласился на должность арт-директора. А поводу театра… Это все сложно. Тут ведь нужно, чтобы в тебя еще и поверили. Поэтому пока это только в мечтах.

«Подводить итоги в моем возрасте не прилично»

- А как работа над книгой продвигается?

- Продвигается. Я ведь пишу сам, а не с помощью кого-то. Нет ничего прекраснее, когда пишешь эти слова на бумаге. Я люблю шелест страниц! Или когда сижу в самолете -- печатаю. Правда, зрение падает от этого...

- О чем пишете? Биография, или путевые заметки?

- Боже упаси писать биографию! Мне это неинтересно. Подводить итоги не скромно и не прилично в моем возрасте. А какие-то путевые заметки, то, что по жизни со мной происходит, описывать какие-то впечатления, это да! Я пишу об эпохе, которую мне удалось застать -- Советский Союз, распад Советского Союза... Уходящая натура! Катя Рождественская придумала это название. Сначала я хотел назвать книгу «Жизнь без антракта», но в этом тоже есть какая-то «пыльность». А Катя предложила название, которое мне очень понравилось. Кстати, оно имеет историческую канву. Когда-то эту фразу Евгений Евтушенко сказал про моего отца, и мне она так понравилась, что я ее взял, и присвоил себе, наглым образом отобрав у папы.

Помню, когда-то давно, Евтушенко, снимая свой фильм, отправился со съемочной бригадой в экспедицию. Группа возвращалась на базу (тогда все не на лимузинах ездили а в одном ПАЗике!) и мой папа стоял возле двери автобуса. А все очень торопились на обед. Когда двери открылись, и все ринулись вперед, Евтушенко сказал: «Не Аверин, не обгоняй!» И вот Катя придумала интересную аббревиатуру -- посмотрим, что из этого будет. Пока работаю, думаю... Мне не нравится, когда мои коллеги выясняют отношения через лист. Боже упаси начинать все скелеты вытаскивать.

- Как Татьяна Егорова в своей книге «Андрей Миронов и Я»...

- Я не в праве никого обсуждать. Хотя раньше я был более категоричен… Когда эта книга ко мне попала, у меня было ощущение, что я немножко искупался в дерьме. Было очень неприятно. Вдвойне не приятно читать подобные вещи о людях, которых уже нет, и они не могут дать сдачи. Я боюсь людей, которые так легко выплескивают свои личные истории в журналах. Часто это напоминает обиды обиженных и брошенных. Я не верю в искренность их пережитого.

- Чаще всего они это делают за большие деньги...

- Да, здесь нельзя судить так категорично. Многие артисты соглашаются на это, потому что им элементарно надо, простите, на что-то поесть. Такова, увы, наша жизнь.

- Вам предлагали дать подобное интервью?

- Конечно, много раз. Сразу спускаю с лестницы...

«Нормальные мужики в телевизоре не «женихаются»

- За шоу «Холостяк», в котором участвовал ваш друг Алексей Воробьев, вы следили?

- Зачем мне это надо? Леша самодостаточный и очень талантливый человек. Ему ничьи советы не нужны.

- А сами не хотели поучаствовать?

- Зачем мне это надо? Я серьезно к такого рода шоу не отношусь. Мне 41 год, какое шоу «Холостяк»?! В телевизор нормальные мужчины женихаться не ходят.

- Так вы же лет семь назад приходили бороться за сердце Юлии Ковальчук в передачу «Давай поженимся»!

- Это была новогодняя шутка, в которой я просто имел неосторожность поучаствовать. При этом я ко всем хорошо отношусь. Ларису Гузееву я вообще обожаю, она замечательная. Но эту программу мне еще долго припоминали.

«Всегда говорю правду в лицо!»

- Вы как-то сказали, что когда вам журналисты задают вопросы про «Глухаря», хочется встать и уйти...

- Дело не в том, что мне не нравится этот сериал. Он принес свои дивиденды, и только за это я ему благодарен. Но я не понимаю, когда со мной говорят только об этом. Я не думаю, что я такой неинтересный…. Да и возвращаться на это пепелище мне уже не интересно. У меня есть другие работы, они мне куда интереснее. У меня полностью закрыт 17-й год - огромное количество работы, которая мне сейчас больше принесет радости и творческого удовольствия.

- А просят?

- Каждый год раздается звонок по поводу «Глухаря», несмотря на то, что прошло уже 7 лет. Мне кажется, на ТВ будут крутить этот сериал бесконечно. По крайней мере, еще в ближайшие 10 лет! Закончили на НТВ, теперь на Рен-ТВ крутят... Я посмотрел, что делали мои коллеги в продолжении, мне это не понравилось. Тоже самое и им сказал в лицо. Я не скрываю этого. Я не из тех людей, которые врут.

«Нет плохих людей, есть обстоятельства!»

- Вы оптимист или пессимист? На жизненном пути вам чаще попадаются хорошие или плохие люди?

- Не бывает плохих людей. Вы тоже можете проснуться в хорошем настроении, а потом у вам его кто-то испортит, вы кому-то можете нахамить… Нет плохих людей, есть обстоятельства, которые над нами иногда преобладают. Мой жизненный принцип таков - по утрам надев трусы, не забудьте еще чувство юмора. Оно очень помогает! Потому что иначе не справляешься.

Мы сами рисуем погоду. Нет плохой погоды! Некоторые выходят на улицу и говорят: «Все плохо!» -- «Почему все плохо?» -- «Дождь!» А на самом деле дождь прекрасен, потому что он смывает пыль с улицы. Прекрасен снег, потому что это Новый Год, радость... Нужно отталкиваться вот от этих координат, и тогда ты полюбишь жизнь. Мы все время живем авансом, в кредит. Думаем, что завтра начнется другая жизнь. А завтра открываешь газету и читаешь, что того-то уже нет, и тот-то ушел… Как? Мы же только вместе играли! Раз, и человека нет уже. У нас не жизнь, а какая-то колоссальная гонка, мы не успеваем за событийностью…

- Давно научились жить сегодняшним днем?

- Во мне это всегда таилось. А потом пришло время совершать поступки, по которым уже тебя определяют. Скажем так, оценивают тебя. И когда, после 18 лет работы, я покинул театр «Сатирикон», и вышел на улицу с трудовой книжкой, в которой была только одна запись - «Сатирикон», было страшно… Я понял, что теперь за себя отвечаю только я сам. Но 40 лет -- как раз очень хорошее время для этого.

У меня нет времени на обиды. Как-то у меня спросили -- в чем скандал вашего ухода? Да не было никакого скандала! Просто произошла ситуация, из которой я сделал выводы. Мне приснились открытые двери. Я это очень хорошо помню: я иду, ищу выход и вдруг вижу красивые двери. И, о-па, -- они открыты! Я шагнул вперед, и для меня открылось что-то совершенно новое. Когда я работал в «Сатириконе», у меня был сумасшедший график – по 20 спектаклей в месяц! А еще съемки, гастроли, антреприза… Я не видел мира! А сейчас вот недавно побывал в Красноярском крае, познакомился с ним, объехал вдоль и поперек. И обомлел! Оказывается, березки могут расти, как кустовая роза -- в одном корне 4 ствола! Я побывал в Овсянке, в доме Аксенова. Показали, где он жил - абсолютно аскетичное жилье для такого великого писателя.

«С детства мечтал о голых стенах!»

- На ваше не похоже?

- Ну, замка и у меня нет…

- Вы тоже аскетичны в быту?

- Мне нужно ровно столько, чтобы чувствовать себя комфортно и не униженным. Вот и все. У меня была мечта -- вырваться из этой советской действительности. Мы с мамой и братом жили в 19-метровой комнате, и у нас не было свободного уголка стены. Книги, книги, книги… Шкафы. Шкафы, шкафы… И мамина швейная машинка. Наша мама выходила из депрессии своеобразным методом, она входила в комнату и говорила: «Сейчас мы этот шкаф передвинем!» Она из одного серванта сделала несколько вариантов мебели. Она просто брала и двигала этот пенал. Когда был маленький, я смотрел на это с заинтересованностью, а потом и сам подключился. Мы с мамой сами ломали стены. Это были 90-е годы, никаких евро-ремонтов тогда не было.

- О чем вы тогда мечтали?

- Чтобы, наконец-то, в моей квартире были свободные стены. Когда я приобрел собственное жилье, мне все стали давать советы -- вот здесь надо повесить это, а вот там – то… Я отвечаю -- не надо! Когда начал оформлять дом, мне предлагали поставить огромный буфет. Не надо ничего! Пускай будет пространство и свобода. Поэтому мне нравится приходить домой -- у меня в квартире солнце в сочетании с тенью от деревьев. Я прихожу. И вместе со своим котом наслаждаюсь всем этим…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру