Чума на наши дома: АЧС снова пришла в Воронежскую область

Свиней ждет очередной Варфоломеевская ночь

«У зла есть только одна сила – та, которой наделяем его мы сами».

Рэй Бредбери, «Надвигается беда»

Странные вещи происходят в Воронежской области: со времен первой волны экономического кризиса у нас стали регулярными эпидемии африканской чумы свиней (АЧС – не путать со свиным гриппом, главный выгодополучатель которого – фармацевтические корпорации, а чума обогащает мясных «королей») и массовая резня несчастных хрюшек. Где была эта чума раньше, неизвестно, но теперь ее эпидемии происходят часто, напоминая средневековый мор с несметным числом жертв, и вся современная ветеринария перед ней бессильна.

Свиней ждет очередной Варфоломеевская ночь

Назначение нового начальника Воронежского ветеринарного управления совпало с началом эпидемии АЧС. Сначала в ветуправлении прошли обыски, и местное СУ СК РФ сообщило, что сотрудники СК и управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Воронежской области выполняют «комплекс проверочных мероприятий».

После этого главу ветуправления Сергея Капустина уволили – но не за коррупцию, а «в связи с утратой доверия». Это прецедент: прежде начальников, включая глав областных департаментов, меняли, как перчатки, порой по 6 штук за два года – и всех «по собственному». Новым начальником ветеринаров губернатор назначил Семена Першина, замначальника местного управления Россельхознадзора, почти родной для нашего губернатора структуры.

Чем стал неугоден Капустин, осталось неизвестным; он исправно проводил античумные операции. Но совпадение его отставки с объявлением в Воронежской области очередной войны АЧС выглядит красноречиво.

«Слушай, товарищ, война началася…»

Экономическая аксиома в условиях всевластия «суверенной вертикали»: если твой бизнес создает хотя бы крошечную конкуренцию бизнесу большого начальника, добром это не кончится.

В СССР африканская чума свиней возникла лишь однажды, в конце 70-х, и ее ликвидировали быстро и навсегда, несмотря на то, что плотность поголовья свиней тогда была в десятки раз выше, чем сейчас.

В России вирус АЧС впервые объявился в 2007 году. С тех пор Россельхознадзор зафиксировал около 400 вспышек чумы в 25 регионах. Первый очаг ее в Воронежской области власти нашли в ноябре 2011 г. в крестьянско-фермерском хозяйстве в селе Терновое Острогожского района, после чего и начались масштабная конфискация и истребление свиней.

Летом 2013 г. вирус АЧС нашли сразу в трех областях: Белгородской, Тамбовской и Воронежской. На уничтожении свиней «освоили» более 400 млн р. ГК «Агроэко» в Калачеевском районе лишилась тогда 25 тысяч свиней, а вся Воронежская область – 43 тысячи. Причем разные источники приводили разные цифры погибших, что тоже дает повод к размышлению.

В июне 2014 г. АЧС обнаружили у диких кабанов в Белгородской области рядом со свинокомплексами ГК «Агро-Белогорье» и за неделю ликвидировали, «сократив» поголовье кабанов на 20-25%, а заодно уничтожив более 50 тысяч свиней на частных подворьях.

С 17 июля 2014 г. в ЗАО «Агрокомбинат "Николаевский"» в селе Круглоподпольное Аннинского района 10 тысяч здоровых свиней из сорока тысяч, попавших в зону карантина, отправили на мясокомбинат за пределами зоны, остальных, вроде бы, уничтожили на месте. Работу агрокомбината остановили, и аграрный департамент сообщил, что теперь в нем будут выращивать крупный рогатый скот.

Одновременно шла расправа со свиньями на частных подворьях: отбирали без суда и следствия, убивали и сжигали (свидетели утверждали, что зачастую живьем и на глазах у детей) – при том, что для человека вирус АЧС не опасен.

СМИ сообщили о без малого 50 тысячах жертв, а ветуправление заявило, что другого выхода нет, поскольку ни методов лечения, ни вакцины от АЧС нет; человечество бессильно перед чумой.

Жители сел Круглоподполья и Николаевки в кратчайшие сроки лишились работы и средств к существованию: разведение свиней было главным местным промыслом. А на работу в соседних Таловском и Эртильском районах их не брали – чумы боялись.

В июле черноземные области получили из госбюджета на борьбу с вирусом АЧС 101 млн р.: 80 млн – Курская, 12 млн – Белгородская, 8,8 млн – Воронежская, 417 тысяч р. – Тамбовская. А Липецкой и Орловской не дали.

Соседи привели в полную боеготовность санитарные службы, усилили контроль за ЛПХ, ограничили ввоз продукции из Воронежской области, на транзитном транспорте проводили дезинфекцию и взялись за ликвидацию теневого оборота мяса.

В августе 2014-го в Курской области принялись отстреливать диких кабанов – в качестве профилактики. АЧС там не нашли, но их ветуправление сообщило: «регион находится в кольце: чума бушует в Воронежской области, зафиксирована в Белгородской, Псковской и Калужской областях».

Одновременно холдинги «Мираторг» и «Агропромкомплектация» строили под Курском крупные животноводческие комплексы.

А в Воронеже произошло удивительное событие: несмотря на чуму, стоимость выставленного на продажу Аннинского мясокомбината выросла за два месяца с 9 до 20 млн рублей! И это напрочь противоречило всем сводкам с фронтов «свинской войны» и тому, что карантин в Аннинском районе был продлен до октября.

Наемники госдепа воспользовались ситуацией и писали в блогах, что анализы из Москвы не подтвердили чуму на «Николаевском», и вся эта заваруха была операцией по уничтожению конкурентов высокопоставленного бизнеса; комбинату предложено закупать сырье у победителей чумной войны. И что вообще свиная чума – масштабное преступление того же уровня, что и фармацевтический бизнес на птичьем, свином и козьем гриппе, атипичной пневмонии и прочих глобальных бизнес-проектах.

Враждебные эти записи не были ни опровергнуты, ни подтверждены.

После драмы в «Николаевском» очаг АЧС разгорелся в Курской области в одном из ЛПХ, а в Белгородской области – на небольшом мясокомбинате. Однако серьезных последствий для регионов эти инциденты не имели.

В декабре 2014 г. Россельхознадзор обнаружил АЧС у поросят, павших на ферме ООО «Агроресурс-Воронеж» (ГК «Черкизово») в Нижнедевицком районе, а также на ферме ЗАО «Орелсельпром» в Орловской области. Возбудили два уголовных дела против орловских ветеринаров, а «Черкизово» заявило, что ситуация под контролем, очаги локализованы, инфицированных животных мало. Тем не менее, в «боях» пали 9 тысяч свиней «Агроресурса», в январе – еще 8 тысяч, а в планах было 18 тысяч.

Паника в обозе

В январе 2015-го в Воронеже подвели итоги: война с АЧС в Богучарском, Петропавловском, Верхнемамонском и Калачеевском районах сократила поголовье свиней с 485 до 55 тысяч. Враг ликвидирован. Самый большой урон понесли фермеры и частники: их доля в общем поголовье свиней в Воронежской области упала с 30 до 7,6 %.

Цены на свинину выросли за 2014 г. на 50-55 %.

На компенсацию ущерба воронежским фермерам выделили 188 млн рублей из облбюджета, но денег обещали только тем, кто зарегистрировал свиней, так что частникам вряд ли что-то достанется. Они, конечно, пытались спасти материальные ценности, но их ловили и карали. В январе, например, на трассе Воронеж – Курск Россельхознадзор вместе с ГИБДД арестовал 742 кг свинины без ветдокументов; водителя оштрафовали, мясо арестовали и отправили в Госветслужбу для изучения.

Следом поймали инспектора Россельхознадзора на продаже за 12 500 рублей 5 карантинных сертификатов безопасности. Ему вменили взятку по ч. 3 ст. 290 УК РФ. В магазинах изымали мясопродукты без документов.

Минсельхоз подсчитал, что в 2014г. Воронежская область оказалась единственной в ЦЧР, снизившей производство свинины (на 6 %), хотя АЧС побывал и в соседних областях. А Орловская область и вовсе увеличила производство свинины на 30 %.

В апреле 2015 г. указами губернатора Воронежской области в Нижнедевицком, Репьевском, Семилукском и Хохольском районах снова объявлен карантин. Прокуратура возбудила 22 административных дела за различные ветеринарные нарушения, а Россельхознадзор сообщил: «в Саратовской, Волгоградской, Курской и Орловской областях опять распространяется африканская чума свиней, поэтому границы воронежского региона должны быть на замке от проникновения болезни».

В первом полугодии 2015-го в нашей области возбудили 48 административных дел за перевозку животных и продукции из них без необходимых документов. Но и в июле Воронежская область оказалась в осаде: АЧС зарегистрирована в Курской, Саратовской и Волгоградской областях. Ветеринары и сотрудники ГИБДД досматривали тысячи автомобилей – не везут ли опасное мясо? Главам местных администраций поручено взять под личный контроль переучет всех свиней в холдингах и на подворьях.

В Курской области в июне вирус АЧС был обнаружен на подворьях и у диких кабанов, и на целый год введен запрет ввозить, содержать и разводить свиней, а на рынках на полгода запретили торговлю свининой. Под карантин попал крупный производитель свинины «Агропромкомплектация». Выяснилось, однако, что его свинокомплексы имеют высший уровень биологической защиты, и на их работе карантин не отразился. А вот частникам повезло меньше.

Мясо – вредно

В марте этого года в Воронеже снова началась борьба с африканской чумой свиней. Чрезвычайная противоэпизоотическая комиссия забеспокоилась, что весной люди активно покупают недорогой молодняк в ветеринарно неблагополучных южных регионах и часто завозят поросят в обход ветслужб. Слушали-постановили: сформировать реестр стихийных мест торговли и вместе с полицией взять их под строгий контроль.

А в апреле вдруг выяснилось, что Воронежская область вошла в пятерку регионов – лидеров по производству свинины! В целом по России за январь-февраль 2016 г. прирост 12,5 %, а в Воронежской области – 74,6 %!

Понятно, что это не частники, у которых свиней осталось мало. Воронежская ГК «Агроэко» по итогам 2015 г. поднялась на шесть строчек в рейтинге крупнейших производителей РФ – с 20 на 14 место, сообщил союз свиноводов.

Вот как надо бизнес делать! Кругом АЧС буйствует, против свиней чуть ли не войсковые операции ведут, а «Агроэко» наращивает производство свинины рекордными темпами!

Союз свиноводов спрогнозировал, что к 2020 г. общее производство свинины в сельхозпредприятиях вырастет к уровню 2014-го – на 50 %, а 20 крупнейших компаний увеличат производство почти в два раза.

Кому-то война с АЧС на сельских подворьях, а кому-то – мать родна.

В июне Воронежская область снова оказалась в окружении АЧС, найденной в Орловской, Липецкой, Брянской, Калужской, Рязанской и Саратовской областях.

В Орловской области уже началась «резня», при этом компенсацию платят только за поставленных на учет, поэтому несознательные частники всячески укрывают своих свиней и осложняют социальную обстановку.

На днях Воронежское ветуправление объявило о вспышке АЧС среди диких кабанов в заповеднике в Верхнехавском районе. А значит, война еще не закончилась. Еще бродят по окрестностям недобитые стада свиней, и надо готовиться к новой Варфоломеевской бойне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру